Портрет молодой девушки XVII века, долгое время считавшийся работой кого-то из мастерской Рембрандта, в действительности принадлежит кисти самого голландского мастера, говорит новое исследование.
«Портрет молодой девушки», написанный маслом по дереву в 1632 году, посвящён юной особе, чьё изображение можно найти и на других картинах Рембрандта. Когда в 1961 году Художественный музей Аллентауна (США) приобретал его, он считался подлинником. Однако в 1970-х голландская исследовательская компания Rembrandt Research Project, специализирующаяся на проверке авторства картин, атрибутировала его, как работу помощника или ученика мастера.
Дело в том, что рентгенологические исследования заставили некоторых искусствоведов усомниться в подлинности мазка в изображении лица девушки. Очевидное отсутствие деталировки в ее одежде еще больше усилило недоумения. Дополнительное недоверие вызывала и подпись художника, которая сделана иначе, чем на многих других его работах.
Вместе с тем, в 2018 году после начала реставрационных работ эксперты столкнулись с признаками того, что это может быть настоящий Рембрандт.
По словам Шань Куан, реставратора из Института изящных искусств Нью-Йорка, который работал над картиной, толстые слои лака предыдущих реставрационных работ потемнели и скрыли мазки кисти и объёмность изображаемого, столь ценимые у этого художника.
«В 1920-х была мода сглаживать текстуру, – объясняет она CNN решение своих предшественников покрыть картину лаком. – Мы называем это «зеркальной поверхностью» – люди хотели видеть свое отражение, что на самом деле противоречит тому, как должен выглядеть Рембрандт».
Чтобы сгладить текстуру реставратор фактически залил картину лаком. Как только это покрытие было удалено, и открылась первоначальная работа автора, «очень скоро стало понятно, что она очень высокого качества», – говорит Куан, добавляя, что, изучив восстановленную картину, ряд экспертов приписали её Рембрандту.
«Многие исследователи и кураторы, посмотрев на портрет теперь, поддержали атрибуцию и сказали, что, если бы он был в их музеях, они бы назвали его Рембрандтом. И я думаю, что это придает Аллентауну уверенность, чтобы идти вперед – и это справедливо».
Использование передовых методов сканирования, включая инфракрасную рефлектографию, также помогло «скорректировать некоторые предыдущие заключения и неверные интерпретации».
В частности, выяснилось, что большая часть одежды – основание сомнений в подлинности – была перекрашена. То, что раньше считалось незавершённой работой Рембрандта, на самом деле было нарисовано позже, поясняет реставратор.
Подпись же, используемая на этом портрете, согласуется с другими работами того же 1632 года. Тогда художник писал свое имя как «RHLvan Rijn» (сокращение от полного Рембрандт Харменс ван Рейн). В последствии он перешёл от инициалов к использованию слова «Рембрандт».
Это не первая найденная и заново атрибутированная работа Рембрандта. Художник, известный своей плодовитостью, за свою жизнь создал сотни картин и гравюр, что теперь является предметом горячих споров об авторстве.
Так «Портрет мужчины (аукциониста)» из Метрополитен-музея и «Польский всадник» из Коллекции Фрика до сих пор горячо обсуждаются в мире искусства.
Многие из ранее отвергнутых картин были вновь приписаны мастеру, благодаря новым исследованиям.
В 2014 году автопортрет Рембрандта, приобретенный Национальным Трастом Великобритании, был признан подлинным, после того как технический анализ ответил на давние вопросы о качестве и подписи картины.
В 2015 году после восьми лет исследований голландский музей Маурицхейс объявил, что спорная картина «Саул и Давид» также является подлинной.
В 2018 году работа неизвестного художника «Портрет молодого джентльмена», купленная на аукционе Christie’s голландским арт-дилером Яном Сиксом, была также признана картиной Рембрандта 15 разными экспертами, включая Эрнеста ван де Ветеринга – известного специалиста по Рембрандту.
Какой-либо установленной процедуры, с помощью которой Художественный музей Аллентауна может подтвердить атрибуцию, нет. Rembrandt Research Project, который опроверг авторство в 1970-х, уже активно не занимается атрибутированием картин. Поэтому Куан приглашает исследователей и ученых изучить восстановленную работу и сделать свои выводы.
7 июня 2020 года картина вернётся с реставрации в постоянную экспозицию Аллентауна и будет представлена в рамках специальной выставки.