В США нашли ещё одного Рембрандта

В США нашли ещё одного Рембрандта

Портрет молодой девушки XVII века, долгое время считавшийся работой кого-то из мастерской Рембрандта, в действительности принадлежит кисти самого голландского мастера, говорит новое исследование.

«Портрет молодой девушки», написанный маслом по дереву в 1632 году, посвящён юной особе, чьё изображение можно найти и на других картинах Рембрандта. Когда в 1961 году Художественный музей Аллентауна (США) приобретал его, он считался подлинником. Однако в 1970-х голландская исследовательская компания Rembrandt Research Project, специализирующаяся на проверке авторства картин, атрибутировала его, как работу помощника или ученика мастера.

Дело в том, что рентгенологические исследования заставили некоторых искусствоведов усомниться в подлинности мазка в изображении лица девушки. Очевидное отсутствие деталировки в ее одежде еще больше усилило недоумения. Дополнительное недоверие вызывала и подпись художника, которая сделана иначе, чем на многих других его работах.

Вместе с тем, в 2018 году после начала реставрационных работ эксперты столкнулись с признаками того, что это может быть настоящий Рембрандт.

По словам Шань Куан, реставратора из Института изящных искусств Нью-Йорка, который работал над картиной, толстые слои лака предыдущих реставрационных работ потемнели и скрыли мазки кисти и объёмность изображаемого, столь ценимые у этого художника.

Рембрандт, «Портрет молодой девушки», 1632
Рембрандт, «Портрет молодой девушки», 1632

«В 1920-х была мода сглаживать текстуру, – объясняет она CNN решение своих предшественников покрыть картину лаком. – Мы называем это «зеркальной поверхностью» – люди хотели видеть свое отражение, что на самом деле противоречит тому, как должен выглядеть Рембрандт».

Чтобы сгладить текстуру реставратор фактически залил картину лаком. Как только это покрытие было удалено, и открылась первоначальная работа автора, «очень скоро стало понятно, что она очень высокого качества», – говорит Куан, добавляя, что, изучив восстановленную картину, ряд экспертов приписали её Рембрандту.

«Многие исследователи и кураторы, посмотрев на портрет теперь, поддержали атрибуцию и сказали, что, если бы он был в их музеях, они бы назвали его Рембрандтом. И я думаю, что это придает Аллентауну уверенность, чтобы идти вперед – и это справедливо».

Использование передовых методов сканирования, включая инфракрасную рефлектографию, также помогло «скорректировать некоторые предыдущие заключения и неверные интерпретации».

В частности, выяснилось, что большая часть одежды – основание сомнений в подлинности – была перекрашена. То, что раньше считалось незавершённой работой Рембрандта, на самом деле было нарисовано позже, поясняет реставратор.

Подпись же, используемая на этом портрете, согласуется с другими работами того же 1632 года. Тогда художник писал свое имя как «RHLvan Rijn» (сокращение от полного Рембрандт Харменс ван Рейн). В последствии он перешёл от инициалов к использованию слова «Рембрандт».

Это не первая найденная и заново атрибутированная работа Рембрандта. Художник, известный своей плодовитостью, за свою жизнь создал сотни картин и гравюр, что теперь является предметом горячих споров об авторстве.

Так «Портрет мужчины (аукциониста)» из Метрополитен-музея и «Польский всадник» из Коллекции Фрика до сих пор горячо обсуждаются в мире искусства.

Из круга Рембрандта, «Портрет мужчины (аукциониста)», 1658–62, Метрополитен-музей
Из круга Рембрандта, «Портрет мужчины (аукциониста)», 1658–62, Метрополитен-музей
«Польский всадник», 1655, Коллекция Фрика, авторство Рембрандта признается меньшинством
«Польский всадник», 1655, Коллекция Фрика, авторство Рембрандта признается меньшинством

Многие из ранее отвергнутых картин были вновь приписаны мастеру, благодаря новым исследованиям.

В 2014 году автопортрет Рембрандта, приобретенный Национальным Трастом Великобритании, был признан подлинным, после того как технический анализ ответил на давние вопросы о качестве и подписи картины.

Рембрандт, «Автопортрет», 1635, Фото: National Trust Images/Chris Titmus
Рембрандт, «Автопортрет», 1635, Фото: National Trust Images/Chris Titmus

В 2015 году после восьми лет исследований голландский музей Маурицхейс объявил, что спорная картина «Саул и Давид» также является подлинной.

Рембрандт, «Саул и Давид», 1651-54 / 1655-58, Музей Маурицхейс
Рембрандт, «Саул и Давид», 1651-54 / 1655-58, Музей Маурицхейс

В 2018 году работа неизвестного художника «Портрет молодого джентльмена», купленная на аукционе Christie’s голландским арт-дилером Яном Сиксом, была также признана картиной Рембрандта 15 разными экспертами, включая Эрнеста ван де Ветеринга – известного специалиста по Рембрандту.

Рембрандт, «Портрет молодого джентльмена», 1634, Фото: René Gerritsen
Рембрандт, «Портрет молодого джентльмена», 1634, Фото: René Gerritsen

Какой-либо установленной процедуры, с помощью которой Художественный музей Аллентауна может подтвердить атрибуцию, нет. Rembrandt Research Project, который опроверг авторство в 1970-х, уже активно не занимается атрибутированием картин. Поэтому Куан приглашает исследователей и ученых изучить восстановленную работу и сделать свои выводы.

7 июня 2020 года картина вернётся с реставрации в постоянную экспозицию Аллентауна и будет представлена в рамках специальной выставки.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку