Спектакль Ирины Пахомовой по одноимённой повести А.С. Пушкина «Дубровский» открыл театральный сезон 2023/2024 года в Театре Терезы Дуровой. Яркий музыкально-драматический спектакль ожидаемо завершился аншлагом, поразив зрителей до глубины души.
В центре внимания творческой команды: неземная любовь и правовой беспредел. И пусть нас не смущает зрелищность события — она поставлена на службу духовным задачам и выражению пушкинской литературной основы.
Пушкин писал «Дубровского» в 1832-1833 годах с подачи друга «Войныча» — чудака графа Павла Нащокина. Последний рассказал литератору сюжет о том, как у разорившегося в войне 1812 года небогатого помещика неправедным судом «отжал» землю богатый сосед, а его сын подался в разбойники, сделавшись местным Робин Гудом.
Звали молодого разбойника Павлом Островским, он грабил богатых и помогал беднякам. А в vis-a-vis благородного грабителя — алчном сладострастном рэкетире, можно найти черты многих представителей зарвавшегося высшего сословия, хотя чаще их видят в конкретных образах — генерале Льве Измайлове или подполковнике Семёне Крюкове.
Великий русский писатель тотчас увидел, что перед ним — яркий сюжет, в основе которого настоящий герой своего времени, оказавшийся в эпицентре борьбы развращённых вельмож и обнищавших аристократических родов, в первой половине XIX века переживавшим массовое разорение. Пушкин создал ярчайшие собирательные образы двух типов господ. У каждого из них — соответствующие им типы русских крестьян, с разной судьбой.
Что чувствуют эти люди, переступая через других? Бывают ли у них проблески сожаления? Увы, писатель беспощаден к ним. Как тонко показал в роли Троекурова Павел Мальцев, искрам раскаяния мешает спесь. Мы видим перед собой человека, которому всё человеческое чуждо. Единственное, что может их угомонить — Закон и его неукоснительное соблюдение.
С тех пор минуло 200 лет, а борьба тёмного и светлого не угасает. Едва на сцене появляется круг Фортуны, зритель понимает, что его вовлекают в вечный круговорот борьбы добра и зла. Через русскую национальную трагедию режиссёр Ирина Пахомова гениально проводит зрителя к мыслям о справедливости мироздания и необходимости сохранения человеческого достоинства во всём. Она иллюстрирует сцены пластическим искусством и музыкой.
Тонко инкрустированные в ткань повествования русские народные песни в исполнении Любови Понькиной ни на минуту не дают нам забыть, что перед нами родной сюжет. Вслед за А.С. Пушкиным — национальным русским поэтом, режиссер даёт нам почувствовать величие народа и его боль.
Можно было бы говорить о нескучной классике, но это слишком просто для гигантской сценической работы над разбойничьим романом. Работы, которая не только современным языком доносит до зрителя интригующий и актуальный сюжет, но и погружает его в философскую проблематику русской литературы, возвышая над действительностью.
К сожалению, великий русский пророк не успел закончить своё произведение, и мы так и не узнаем, к чему он приведёт своего героя: удастся ли тому, как его прообразу, убежать в вольную жизни, «завязать» с разбойничьим прошлым и продолжить свой славный род, или он обречён сгинуть в неравной схватке с беспределом.
Ирина Пахомова выбрала второй вариант, созвучный нашему времени, завершив свой блестящий спектакль поражением чувств в неравной борьбе. Но колесо вращается — жизнь идёт, несмотря ни на что, и однажды светлое начало восторжествует.