Премьера «Ванессы» Сэмюэла Барбера в версии дирижера Андрея Лебедева и режиссера Дмитрия Волкострелова является оправданным выбором среди современной оперной классики Туманного Альбиона. Опера, поставленная на сцене Новой Оперы им. Е. Колобова — очередная попытка современной оперной практики отразить последние веяния в мировой оперной культуре на русской сцене.
Сюжетная линия с трагической развязкой повествует о характерной для пост-викторианской Англии семейной драме и любовном конфликте, где юношеские реминисценции приводят к трагическому финалу.
Двуязычное исполнение не мешает раскрыть всю гамму и амплитуду музыкальных симфонических возможностей авторского коллектива и блестящего дирижера оркестра Новой Оперы Андрея Лебедева.
Вокальные партии как заглавные, так и второго ряда очаровывают своим тонким и масштабным исполнением, показывая характерные для Новой Оперы инструменты вокального мастерства.
Партию Ванессы представила солистка театра Урал Опера Балет Ольга Стародубова. На меня произвели впечатление исполнительницы всех женских партий, причём Гаяне Бабаджанян (Эрика), пожалуй, сильнее всего оттеняет ведущую партию заглавной героини.
Очаровывает сам антураж оперы. Мы погружаемся в эпоху тучных тридцатых, когда наблюдался расцвет творчества Агаты Кристи, Вудхауса и других британских звёзд культуры.
Обращает на себя внимание не только работа костюмера, но и художника-постановщика Лёщи Лобанова. Представьте себе черно-белые картуши как бы документального кино, которые одновременно движутся и звучат!
Сама идея двухуровневого спектакля поначалу обескураживает и заставляет зрителя мучительно улавливать действие как на первом, так и на втором этаже. Постепенно глаз привыкает к двухуровневому исполнению, где одна часть подчеркивает сюжетную линию второй, и достигается эффект симулятивности.
Поначалу спектакль настолько насыщен событиями, что может показаться бессистемным и уводящим от канвы изложения сюжета инструментами. Однако уже к концу первого действия, состоящего из двух картин, зритель понимает — авторы правы. В сознании зрителя остаётся конфликт, который разрешается во втором действии.
Опера состоит из пяти картин, каждая из которых — законченный рассказ с началом, кульминацией и концовкой. Пять сюжетных эпизодов соединены в 5-картинную линию, составляющую эпическое полотно любовной и человеческой драмы, разворачивающейся в пост-викторианскую эпоху.
Особо хочется подчеркнуть музыкальную часть. Гармония, крещендо и отдельные законченные симфонические фрагменты дают удивительную палитру музыкального полотна, ещё мало известного российскому зрителю композитора.
Благодаря Новой Опере мы были свидетелями первой масштабной постановки «Ванессы» в России в рамках Крещенского фестиваля. Хочется подчеркнуть заметный вклад коллектива в то, что русская опера в очередной раз встаёт на высокую планку вокального искусства.