Вечные ценности для России излагал не только Салтыков (Щедрин). Пророков в Отечестве было огромное количество — а воз и ныне там. Значит ли это, что пророков много, а их количество превышает качество? Нет, но до дела руки никогда не доходят!
Спектакль «Сны мальчика. Сказки Щедрина», который потрясает своей остротой, правдивостью, незыблемостью устоев происхождения российских проблем, впечатляет. Устами мальчика мы видим весь путь писателя и понимаем его христианскую суть, которая лежала в основе сатирического изображения действительности.
Нужны ли пророки в России? Конечно, нужны. Нужно ли такое их количество, как в России? Я считаю, что их даже мало. Их должно быть ровно столько, чтобы «повернуть историю в нужном направлении».
В XVIII-XIX веках писатели, поэты, философы были гетеродоксами — людьми, которые были в зоне ответственности власти и не порывали с ней, но мыслили иначе и пытались говорить ей всю правду в лицо.
Мы писали о Салтыкове-Щедрине, его вкладе в российскую литературу, культуру и общественную жизнь. Его фигура даже на фоне остальных стоит на особом месте, и не только благодаря его историческим мемам типа «чего-то хотелось: то ли конституции, то ли осетрины с хреном», «через 100 лет проснусь, а на дворе всё так же: воруют и пьют».
Будучи крупным чиновником, вице-губернатором большой волости, Салтыков-Щедрин не только знал жизнь России изнутри, но и чувствовал её как русский дворянин, православный христианин и русский патриот. Во всех его произведениях — особенно «Господа Головлёвы» тоска, мечта о русской жизни, которой никогда не было и, как он сам пишет, никогда не будет. Но вместе с тем, острое слово писателя, его меткий взгляд, беспощадные оценки, иногда доходящие до жестокости — делают нашу жизнь богаче, прозрачнее, ярче и даже светлей.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина даёт надежду на то, что традиционные устои российской жизни — не её имманентное состояние, а дань затянувшейся эпохе, которую мы наблюдаем по сей день.
Если говорить о произведениях Салтыкова-Щедрина на сцене, то это один из самых востребованных авторов XIX века, так как его произведения звучат актуально, остро и боевито.
В своём приветственном слове перед спектаклем главный режиссер и худрук, сменивший на этом посту недавно ушедшего от нас Александра Ширвинда Сергей Газаров сказал: «Этот спектакль — дань традиции театра говорить правду языком театра». Я думаю, спектакль тому яркое подтверждение. Без обиняков он сильно, масштабно, ярко и выпукло говорит о сегодняшнем дне.
Самая сильная сторона спектакля, поставленного Евгением Закировым — игра актёров, прежде всего Романа Керна и Марии Протасовой. Не будем принижать работу декораторов, режиссера — мизансцены прекрасны, да и вообще постановка спектакля подлежит особому разговору, поскольку это одна из последних удач обновлённого театра Сатиры эпохи после Ширвинда.
Но мне хочется выделить магистральную тему в понимании режиссера-постановщика: судьба среднестатистического жителя России, его беды, страдания, помыслы и надежды. О надеждах, как их реализовать и что для их воплощения надо делать, мы размышляли, глядя на происходящее на сцене.
Можно отметить творческий симбиоз литературной основы — произведений Салтыкова-Щедрина и их нового, современного прочтения. В спектакле нет какого-то одного единого произведения — это калейдоскоп, паззл, микс из нескольких произведений писателя, очень удачно подобранных сюжетных линий и философских проходов-размышлений о русской жизни.
Главный вывод, который невольно делает зритель после просмотра спектакля, находясь в состоянии тихой радости: «Не всё так плохо друзья, могло быть ещё хуже…».
Будет ли автор — режиссер-постановщик Евгений Закиров продолжать тему размышлений о том, почему так судьба распорядилась с огромной, красивой, мощной, богатой и изначально счастливой державой — это вопрос. Но уже тот факт, что руководители театра и авторы пьесы с упорством, достойным восхищения, продолжают двигать вперёд традиционную тему театра, делает им честь. Это достойно высоких оценок и доброго человеческого участия.
С доброй иронией и известной степенью острого размышления над бедами сегодняшнего дня мы желаем им продолжать трудный путь на ниве просвещения и духовного окормления московской публики.