Пандемия коронавируса изменила многие пристрастия и ценностные ориентиры покупателей первичного жилья массового сегмента. Не то чтобы люди перестали ценить те вещи, которые им традиционно важны, но они, наверное, стали задумываться о других вещах и, конечно, экономить деньги.
По информации компании «ИНКОМ-Недвижимость», доля покупателей квартир, готовых накинуть 10-15% к цене квартиры за красивый вид из окна, снизилась по сравнению с прошлым годом с 30% до 20%. При этом 75% людей признают, что такая квартира имеет большую привлекательность в их глазах, чем та, что выходит на промзону. Но платить за это многие из них уже не готовы. Поэтому красивый вид из окна дома может стать для большинства покупателей лишь приятным бонусом при покупке жилья.
Другое дело — высокобюджетные квартиры. Обеспеченные люди с удовольствием переплачивают за объекты с живописной панорамой до 30%, они «не залёживаются». «В дорогих проектах ситуация обратная, – говорит Валерий Кочетков, заместитель директора Департамента новостроек компании. – В элитных ЖК иногда доходит до аукциона за лот с лучшим видом, т.е. почти все покупатели высокобюджетного жилья стремятся получить самую впечатляющую квартиру в доме. Иногда красивые виды там сочетаются с наличием открытой террасы, выхода на крышу и т.д.».
В отдалённой перспективе, по мере восстановления платёжеспособного спроса, вид из окна дома безусловно вернёт свою ценность в глазах россиян. Вот только когда это произойдёт? Точно не в 2020 году, когда осенью и зимой падение доходов станет наиболее ощутимым. Правительство планирует выйти на устойчивый рост доходов населения лишь к концу 2021 года.