30 октября 2018 года в бывшем особняке винозаводчика Петра Смирнова состоялось примечательное событие – «Директорская ложа театров Москвы». Здесь в неформальной обстановке встретились руководители московских театров и представители городской и федеральной власти, чтобы обсудить насущные вопросы театральной жизни города.
По словам Марка А. Захарова, одна из главных тем для театра сейчас – это взаимоотношения Художественного руководителя и Директора. В некоторых театрах эта проблема достаточно болезненная. Еще одна важная тема – тендеров. По его мнению «есть вещи, которые не должны решаться на конкурсной основе. Например, если я хочу поставить спектакль данного автора. Это не значит, что надо делать тендер, конкурс и искать другого автора, который возьмет меньший гонорар».
Марк Анатольевич посетовал, что «мы привыкли к централизованной власти, у нас демократические традиции еще очень слабы, они требуют укрепления и, поэтому иногда мнение одного человека решает очень многое». Поэтому «в регионах, отдаленных от столичных городов, положение театров сложное, тяжелое. В Москве получше. Там, если губернатор ходит в театр, то театр более менее существует прилично. Если губернатор не ходит, то интерес к театру пропадает».
С точки зрения антимонопольного законодательства крамолой прозвучала идея главы Большого Театра Владимира Георгиевича Урина. На вопрос о возможности сотрудничества между конкурентами он сказал:
«Вы знаете, мы не все конкуренты. На самом деле, допустим, что Большому Театру конкурировать с Ленкомом. На рынке музыкальных театров конкуренция есть. Между прочим, было бы хорошо собираться и обсуждать вопросы, чтобы не повторялся репертуар. Когда у нескольких театров один и тот же спектакль одного и того же автора неожиданно появляется у двух или трех театров. Разве это не предмет для встречи и обсуждения. При этом, я повторяю, они появляются в один сезон. Да, безусловно, в музыкальной среде есть конкуренция. Но согласование каких-то вопросов существует, например, во Всемирной Торговой Организации, они же встречаются, несмотря на конкуренцию, которая сейчас в мире существует, они договариваются о каких-то принципах цивилизованных. Точно также могут делать и директора».
В кулуарах глава ассоциации «Столичный Цех Деятелей Культуры», при поддержке которой проходила встреча, Лев Ильич Ланцман поделился новостью, что при посредничестве Директорской ложи у Министра Культуры скоро появится заместитель, отвечающий за концертную и театральную деятельность в стране. Ранее такой позиции не было. Кроме того, ведомство удалось убедить, что на этой позиции должен стоять человек, непонаслышке знающий театр. Ложа со своей стороны предложила на это место свою кандидатуру – руководителя одного из московских театров.
Может быть, этот новый чиновник поможет Владимиру Урину в конкурентной борьбе? Пусть введёт плановую систему командно-административного типа с графиком премьер. Негоже оттенять постановки Большого театра!