Цифровые технологии, как мы писали ранее, помогают правительству отслеживать строительные объекты. Благодаря ним чиновники не только смогли выявить «самострои», но и зачистить от них российскую землю. Аналогично государственные мужи разыскали «недострои», и теперь готовятся объявить им настоящую войну, которая отразится на текущем состоянии строительного рынка в регионах страны.
«Большой объём незавершённого строительства несёт в себе, помимо всего прочего, коррупционные риски», — убеждён Алексей Андреевич Грановский, в недавнем прошлом директор Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития, который сегодня возглавляет департамент Счётной палаты России.
В России выявлено 74.6 тысяч недостроев, многие из которых были начаты государством в советскую эпоху или в 1990е годы, но затем заброшены из-за недостатка финансирования. В основном это деньги налогоплательщиков (71.3 тысяч объектов), зарытые в землю в различных регионах страны (лидируют в этом отношении Башкортостан, Дагестан и Тверская область), забытые и брошенные на произвол судьбы нерадивыми властями.
К старым недостроям ежегодно прибавляются тысячи новых объектов, брошенных как разорившимися девелоперами (их, увы, всё больше), так и чиновниками. Счётная палата оценила государственные потери от этого в 5 триллионов рублей и предложила объявить борьбу такой бесхозяйственности, в том числе не закладывая новые расходы в национальные проекты, а возвращаясь к старым.
Главным орудием этой борьбы будут снова цифровые технологии. В Минэкономразвития подготовлен и ожидает принятия законопроект, согласно которому каждому строящемуся объекту будет присвоен цифровой код, с которым он будет существовать на всём протяжении жизненного цикла.
«Кто будет решать проблему недостроев в конце их жизни? Кто будет платить за их снос?», — спросили мы у Алексея Андреевича, который был одним из инициаторов и разработчиков законопроекта во время работы в Минэкономразвития. «Конечно, собственник! — немного удивившись вопросу, ответил он. — Но сносить вовсе необязательно, у собственника будет несколько вариантов: снести, продать либо достроить объект».
Правительство старается ввести в оборот всё, что возможно, и поставить под контроль строительные объекты так, чтобы они не множили число недостроев по всей территории страны. Однако любое нововведение, экономящее деньги грядущих поколений, требует их на начальной стадии.
Что касается финансовой составляющей, то введение в оборот брошенных недостроев потребует увеличения расходов на дальнейшее строительство и переоборудование — многие из «сирот» за долгие годы уже потеряли технологическую актуальность. Удорожание вследствие внедрения системы цифровых кодов отразится и на штатных строительных объектах, но гораздо в меньшей степени.