Выбросы вредных веществ в атмосферу являются проблемой как в Европе, так и в России. Но у нас различаются подходы к тому, как рассчитывать ущерб для окружающей среды и кому выставлять счета.
Ещё в 60-е годы прошлого века правительства европейских, как наиболее экономически развитых (читай – богатых), но при этом относительно маленьких стран, начали всерьёз задумываться о выхлопных газах, которые неминуемо выбрасывают в атмосферу бензиновые/дизельные автомобили. Ведь число машин неуклонно росло (правило «одна семья – один автомобиль» стало неактуальным), население увеличивалось, поэтому проблема стала всё более насущной. А раз так, то её нужно было брать в свои руки, что, собственно, и было сделано.
Как стимулируется продажа новых автомобилей?
Как известно, нельзя всё запрещать, не давая ничего взамен. Поэтому правительства всех стран, входящих в ЕС, приняли различные меры, стимулирующие приобретение новых автомобилей с ДВС, которые по умолчанию более чистые.
Реализуются сразу несколько бонусов:
- основной – это значительная субсидия при приобретении нового авто и постановке его на учёт;
- повышенная ставка при утилизации «прожорливых» авто;
- возможность передвигаться по выделенной полосе для общественного транспорта;
- выделенные бесплатные парковочные места, что в условиях мегаполисов даже сложно переоценить;
- льготы при налогообложении тем, кто использует рабочие «зелёные» машины;
- бесплатные зарядные станции для электромобилей.
И каждый из бонусов реально работает, даже если в стране действует только один из них. Покупатели готовы переплачивать за двигатели/технологии, так как вся эта сумма возвращается назад.
А в период с 2010 по 2016 года наблюдается бум принятия поддерживающих мер для автовладельцев, решивших пересесть на гибриды и электромобили. Благодаря этому за последние 15 лет средний по странам Европы уровень эмиссии сократился с отметки со 170 до 118 грамм СО2 на километр пробега.
При этом последние цифры статистики подтверждают: динамика не только сохраняется, но и значительно увеличивается, правда, только в развитых державах. В той же Польше или странах Прибалтики показатели не столь оптимистичны.
А как же в России?
Реально – всё очень печально. Нет, существует утилизационный сбор, топливо постепенно переходит на новые стандарты содержания в них свинца и серы, производитель рапортует о создании бензина, соответствующего стандарту Евро 6. Но всё это лишь слова, тогда как истинная ситуация существенно отличается, особенно, если отъехать на 100 и более километров от крупных городов.
А реально:
- утилизационный сбор расходится по карманам чиновников;
- топливо поставляется на АЗС по «серым» схемам;
- автопарк обновляется очень медленно: нет доступных кредитов, и многие покупают самые бюджетные версии наиболее дешёвых машин;
- отсутствие необходимой инфраструктуры, способствующей только становлению (до развития ещё далеко) электротранспорта.
Остаётся только радоваться, что наша страна – крупнейшая в мире. И если посчитать площадь территории, приходящейся на один автомобиль, она во много раз больше, чем в той же Германии или Дании.