Выбросы вредных веществ в Европе и России: кто платит?

Выбросы вредных веществ в Европе и России: кто платит?

Выбросы вредных веществ в атмосферу являются проблемой как в Европе, так и в России. Но у нас различаются подходы к тому, как рассчитывать ущерб для окружающей среды и кому выставлять счета.

Ещё в 60-е годы прошлого века правительства европейских, как наиболее экономически развитых (читай – богатых), но при этом относительно маленьких стран, начали всерьёз задумываться о выхлопных газах, которые неминуемо выбрасывают в атмосферу бензиновые/дизельные автомобили. Ведь число машин неуклонно росло (правило «одна семья – один автомобиль» стало неактуальным), население увеличивалось, поэтому проблема стала всё более насущной. А раз так, то её нужно было брать в свои руки, что, собственно, и было сделано.

 

Как стимулируется продажа новых автомобилей?

Как известно, нельзя всё запрещать, не давая ничего взамен. Поэтому правительства всех стран, входящих в ЕС, приняли различные меры, стимулирующие приобретение новых автомобилей с ДВС, которые по умолчанию более чистые.

Реализуются сразу несколько бонусов:

  • основной – это значительная субсидия при приобретении нового авто и постановке его на учёт;
  • повышенная ставка при утилизации «прожорливых» авто;
  • возможность передвигаться по выделенной полосе для общественного транспорта;
  • выделенные бесплатные парковочные места, что в условиях мегаполисов даже сложно переоценить;
  • льготы при налогообложении тем, кто использует рабочие «зелёные» машины;
  • бесплатные зарядные станции для электромобилей.

И каждый из бонусов реально работает, даже если в стране действует только один из них. Покупатели готовы переплачивать за двигатели/технологии, так как вся эта сумма возвращается назад.

А в период с 2010 по 2016 года наблюдается бум принятия поддерживающих мер для автовладельцев, решивших пересесть на гибриды и электромобили. Благодаря этому за последние 15 лет средний по странам Европы уровень эмиссии сократился с отметки со 170 до 118 грамм СО2 на километр пробега.

При этом последние цифры статистики подтверждают: динамика не только сохраняется, но и значительно увеличивается, правда, только в развитых державах. В той же Польше или странах Прибалтики показатели не столь оптимистичны.

А как же в России?

Реально – всё очень печально. Нет, существует утилизационный сбор, топливо постепенно переходит на новые стандарты содержания в них свинца и серы, производитель рапортует о создании бензина, соответствующего стандарту Евро 6. Но всё это лишь слова, тогда как истинная ситуация существенно отличается, особенно, если отъехать на 100 и более километров от крупных городов.

А реально:

  • утилизационный сбор расходится по карманам чиновников;
  • топливо поставляется на АЗС по «серым» схемам;
  • автопарк обновляется очень медленно: нет доступных кредитов, и многие покупают самые бюджетные версии наиболее дешёвых машин;
  • отсутствие необходимой инфраструктуры, способствующей только становлению (до развития ещё далеко) электротранспорта.

Остаётся только радоваться, что наша страна – крупнейшая в мире. И если посчитать площадь территории, приходящейся на один автомобиль, она во много раз больше, чем в той же Германии или Дании.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку