На сцене молодого La Театра в Хамовниках вышла пьеса знаменитого американского драматурга и писателя, лауреата Пулитцеровской премии Артура Миллера. Мы уверены, что пьеса «Я ничего не помню» будет иметь долгую жизнь. Она стоит в ряду шедевров сценического искусства российского театра, наряду с такими образцами высокого искусства, такими как «А завтра тишина», где в главной роли непревзойдённый Р. Плятт и потрясающая Ф. Раневская, и поставленным на сцене Театром Моссовета спектаклем «Соло для часов с боем» с лучезарной Ольгой Андровской и целым бриллиантовым колье в лице Марка Прудкина, Алексея Грибова, Михаила Яншина и молодой Ирины Мирошниченко
Вы скажете: шедевр «Я ничего не помню» не состоялся?! Но я скажу: мы на пути к нему! Игра двух потрясающих по глубине и шарму актёров — 79-летней Натальи Максимовны Теняковой и 78-летнего Валерия Баринова, делают наше театральное искусство таким же значимым, каким оно было ещё совсем недавно.
Произведение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», которое можно до сих пор видеть в виде фрески на стенах Санта-Мария-делле-Грацие во Флоренции, стало выдающимся и превратилось в шедевр, который мы знаем не благодаря сюжету, где Всевышний сказал: «Здесь тот, кто меня предаст», а благодаря тому, что 13 фигур, изображенных на картине — это 13 потрясающих человеческих эмоциональных состояний.
В спектакле «Я ничего не помню» было ощущение (и по-прежнему остаётся!), что перед нами на сцене живые люди. Мы читаем их эмоциональное состояние и мы его чувствуем!
Леонардо да Винчи говорил, что скульптура — это тогда, когда «свет падает снаружи», а живопись — «когда свет исходит изнутри». Мы вчера были свидетелями творения высокого искусства кисти Леонардо да Винчи
Дело в том, что оба исполнителя — не исполнители, а творцы. То, что они изображали на сцене, было настолько впечатляющим и сильным, что мы ловили каждый звук, каждый шорох, исходящий со сцены. Вы знаете, нам было неважно даже содержание пьесы (представьте себе!), нам было важнее эмоциональное состояние и то, как говорят оба героя. Настолько это большой сценический и духовный актёрский талант, что ты невольно забываешь о том, что есть такое понятие, как возраст.
Теперь о главном. Неважно, о чём пьеса. Неважно, кто автор пьесы. Даже неважно, какова постановка (хотя она блестящая). Важно увидеть, почувствовать и ощутить то, что два потрясающих таланта несут в зал.
Такова судьба искусства (хоть театрального, хоть живописи, хоть музыки, хоть архитектуры), что каждый человек, сидящий в зале — зритель — это верховный судья. Если в теоретической физике или мировой экономике судьями могут быть только профессионалы — часть цеха, то в искусстве именно зритель выносит свой последний вердикт.
Я — человек давно и глубоко погрузившийся в плоть и кровь, в ткань театрального искусства, имею право сказать чуть-чуть больше, чем «рядовой зритель», хотя «рядовых» не бывает. Итак, выношу свой вердикт: пьеса «Я ничего не помню» — это разговор двух умудренных опытом и глубиной жизни людей о том, ради чего мы живём и о том, что нам для этого надо. Представьте себе, что эти два изумительных актёра говорят нам об этом. Причём говорят больше даже не словами самого драматурга, а своими собственными «словами».
То, что они несут нам эмоционально — значительно важнее для нас. Мы должны беречь друг друга — ведь мы человеческие существа! Почему мы этого не делаем? Об этом и говорят персонажи Валерия Баринова и Натальи Теняковой, просто, талантливо и без надрыва.
Видя эту пьесу, чувствуя её, мы понимаем, что люди везде одинаковы — что в штате Огайо, что в Бруклине, где жил Артур Миллер, что на Пресне, где живу я, что в деревне, где родился Валерий Баринов, что в Петербурге, где родилась Наталья Тенякова. Человек — Homo sapiens, наделён всеми теми же страстями и добродетелями, которыми Всевышний наделил весь человеческий род.
Побольше бы таких пьес, и, конечно, побольше бы таких актёров и такой филигранной, высокопрофессиональной, тончайше-кружевной работы мэтров театрального искусства.
Я не призываю режиссеров теребить этих двух замечательных театральных созданий — Валерия Баринова и Наталью Тенякову, они и так загружены «по маковку». Я призываю Валерия Баринова и Наталью Тенякову и дальше дарить нам своё искусство, кусочки своих сердец и делать нас чуть-чуть, чуточку счастливее. Хотя мы и так счастливы, что у нас есть такое окружение, как вы, которых мы видим редко, но проникновенно.