В середине февраля в театре «Модерн», на Малой сцене с большим успехом прошёл спектакль «Мечтатели, или Я просто хочу, чтобы вы меня любили» по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». В постановке молодого талантливого режиссёра Екатерины Луниной, история, рассказанная великим русским писателем, прозвучала необычайно современно, свежо, ярко и очень трогательно.
Фёдор Михайлович написал это произведение ещё 1848 году и опубликовал в литературном журнале «Отечественные записки». Даже название журнала наводит на мысль, что рассказ пойдёт о русской душе, её непознанных глубинах, которые всегда так пронзительно и проницательно удаётся передать нашему всемирно почитаемому гению. Не случайно Европа и по сей день оценивает его, как «феномен, проникающий в самые бездны человеческой психологии», причём, удивительно доходчиво её передающий.
В «Белых ночах» действие разворачивается в Петербурге в 40-е годы 19 века, по которому молодой человек (мелкий чиновник) гуляет каждый вечер после службы, окунувшись в мир своих мечтаний, как в сказку, которой нет в его серой жизни. Он небогат, застенчив, робок и одинок, и живёт в закоптелой комнате с паутиной. У него почти нет знакомых, и потому, фантазии о любви и счастье заменяют ему реальную жизнь.
В одну из таких «мечтательных» белых ночей, он встречает на мосту девушку Настеньку, которая рассказывает ему печальную историю своей жизни… Прелестная незнакомка тоже одинока. Она ничего не видела в жизни! Слепая бабушка, после смерти родителей маленькой Настеньки, пришпиливала её за платье к своей юбке, чтобы та не уходила надолго. Девушка жила у бабушки с ранних лет, и жизнь её была скудна и однообразна. С появлением в их доме молодого квартиранта, Настенька ожила и даже ходила с ним в театр, и читала предложенные им книги. Казалось, судьба подарила её надежду на светлое будущее… Но, квартирант уехал, пообещав вернуться, и она ждёт его на мосту каждый вечер, зная, что он уже в городе, но так к ним и не зашёл.
Мечтатель влюбляется в неё сразу, всем пылом своего одинокого сердца, и она видит в нём родную душу… как будто брата! С каждой встречей, через доверительные разговоры их чувства раскрываются всё больше, и отношение душ – всё ближе! Артисты (он – Виталий Иванов, она – Дарья Глобенко) великолепно выражают это чувственное безмолвие в пластике танца, и зритель вовлекается и сопереживает этой надежде на гармонию двух одиноких созданий, которая растёт на глазах! Динамика, свобода и красота движений… Свет на сцене, на юных лицах героев, что из замкнутых и отрешённых становятся открытыми и прекрасными, – это свет рождающегося будущего! (Художник по свету – Аслан Карымсаков)
Счастье единения на сцене передаётся залу. Танцевальное общение героев заражает публику, и зал следит за происходящим, затаив дыхание…
И вот наступает кульминация всего действия! – Внезапно появляется столь долгожданный и уже почти забытый возлюбленный Настеньки – квартирант-соперник, которого играет Даниил Богданов. Сердце юной девы разрывается от счастья и сострадания! Но судьба неотвратимо отрывает её от ставшего дорогим и близким мечтателя, и уносит в бездну белой ночи руками первой любви, подобно всё смывающим волнам океана, ворвавшимся на милый уютный берег… Как это по-Достоевски! И как замечательно решено на сцене – предельно лаконичными выразительными средствами: здесь и каскады мыльных пузырей, что обрушиваются сияя, как воздушные «бриллианты» -мечтания на резвящихся молодых людей, — и игры света, изменяющего пространство и состояние чувств героев… И музыка, и песни, и танцы… слова, интонации, движения – всё создаёт, хоть и на краткое время, — незабываемый красочный мир переживаний самых трепетных чувств!
Ну, скажите, кому не близка всегда, и особенно в наше время — технического прогресса и компьютеризации, — эта жажда любви и взаимопонимания?..
Об идее спектакля читателям Э-Вести рассказывает режиссёр этой удивительной постановки – Екатерина Лунина:
Когда я прочитала «Белые ночи», я увидела, что это не только интересно, но очень подходит, чтобы сделать из этого спектакль. Сам Достоевский заложил здесь четыре ночи, и это были отдельные сцены. И хотя они не выстроены в повести драматургически, всё же было удобно сделать из этого материала спектакль.
Сама тема, несмотря на то, что прошло более 160 лет, – всё что там происходит, – говорит о сегодняшнем дне… Потому что мы все мечтаем, входим в свои фантазии, как главный герой «Белых ночей», и сколько бы не прошло лет – это всегда будет всем понятно и узнаваемо. Именно это меня и поразило. Несмотря на то, что это самое ранее произведение Достоевского, оно звучит как абсолютно современная история и по сей день близка всем нам. Когда мы собрались с молодыми актёрами (одного возраста) и обсуждали возможность этой постановки, все они выразили удивление и были поражены, – насколько всем знакомы мысли и переживания героев повести. И не только знакомы, но они переживают подобное именно сейчас! Тем более любовный треугольник всегда актуален, и в пьесе драматургически способствует развитию отношений.
ЭВ: Но, литературный язык Достоевского совсем не современный! Какой же Вы нашли из этого выход?
Екатерина Лунина: Хотя язык его повести и не современный, мы немножко купировали эти очень большие тексты с огромным количеством больших речевых оборотов, которыми сегодня уже не пользуются. Слишком далёкие от сегодняшнего дня повороты мы сокращали, и в результате — для уха и произношения это оказалось весьма органично. Иначе… монологи по 3, 5, 6 станиц, и к тому же, их очень много, – это слишком длинно для сегодняшнего зрителя. А для спектакля это просто невозможно.
ЭВ: Действительно, всё действие получилось очень живое, — всё звучит, всё дышит! По какому принципу оставляли текст?
Екатерина Лунина: Чисто интуитивно. Просматривали, решали на ходу, без жёсткой обязательности повторений. Отбирали по «живому дыханию» материала. Для связи сцен я придумала танцевальные номера, т.к. каждая новая сцена – новая ночь! Но, 4 ночи подряд без пауз – это может тяжело восприниматься со сцены. И учитывая саму специфику и тему – любовные взаимоотношения – решили, что это самый подходящий вариант – поставить пластические номера (хореография Елены Вороновой). Очень хотелось, чтобы это были не танцы, а именно пластические этюды, которые помогли бы нам передать ещё и чувственность этого произведения, и помочь связать все сцены между собой. Среди песен, звучащих в этих пластических номерах есть и музыка из «Сивильского цирюльника», которая описана самим Достоевским, когда молодой квартирант Настеньки приглашает её в оперу, и они идут эту оперу смотреть. После чего она носит эту музыку в себе как атмосферу жизни и счастья!.. В остальном – современная музыка.
ЭВ: Чем Вам были интересны выбранные актёры? В сочетании своих индивидуальностей они представляли какой-то уникальный ансамбль!
Екатерина Лунина: Я выбирала артистов из разных театров. Из очень многих выбрала несколько человек. Главный герой, который играет мечтателя – Виталий Иванов, показался мне чрезвычайно живым, и это настолько впечатляло, что, когда я посмотрела его в другом спектакле, на фоне его окружения, где все что-то изображали, – он выделялся тем, что жил на сцене! Он даже не старался играть, он был очень органичен в своей роли. И он держал весь зал энергетически, – всё внимание зрителей было на него – на Виталия! И это помимо школы, – то, что дано ему природой. Его тайна, его секрет – в какой-то невероятной внутренней кристальной чистоте, которая передаётся очень сильно. И очень подходит к нашему спектаклю по Достоевскому. Для меня это уникальный случай, уникальная встреча, – что такое возможно сегодня – в 21 веке, и что такой юноша ещё занимается актёрской профессией! Ему 26 лет, но он выглядит по-ангельски – вне возраста. А в девушке – Дарье Глобенко, что играла Настеньку, мне понравилось то, что в ней присутствует какая-то «нездешность»… Она приехала к нам откуда-то издалека, как будто с другой планеты. В ней присутствует какая-то ни на кого непохожесть, которая цепляет глаз, и хочется понять, кто она, что она… почему она так действует, разговаривает? И это тоже является таким элементом, который магнетизирует зал. Артист Даня Богданов, что играл молодого человека, квартиранта – жениха Настеньки, – он оснащен по всем фронтам: и актёрски, и внешне. И это трио актёров, – все вместе, создают такой уникальный ансамбль, который своей игрой захватывает публику! По сути своей, они все – из разных школ, очень разные люди, но, когда они все вместе, – это создаёт что-то четвёртое, за чем очень интересно наблюдать.
ЭВ: А как сами актёры относятся к тому, что играют?
Екатерина Лунина: Мы играем этот спектакль уже полгода, но наши молодые актёры говорят, что материал, который они несут, ещё далеко не исчерпан, что в нём ещё очень много неразгаданного. Для них это не только творчество, но и опыт жизни, который они проходят через своих героев: и в отношениях, и в мировоззрении, и в исследовании самого Достоевского.
ЭВ: А кто Фёдор Михайлович Достоевский для Вас?
Екатерина Лунина: Как ни странно, исходя именно из этого произведения – «Белые ночи», – для меня он светлейший писатель и автор, который осветил нам дорогу на много-много лет. Мне кажется, что Достоевский дал нам надежду на то, что несмотря ни на что, мы должны всё равно радоваться тому, что мы в состоянии испытывать такое чувство, как любовь. Даже если она не взаимна, – это не так важно! Потому что, если у человека есть возможность любить, он уже не одинок. Мир окрашивается для него новыми, многогранными цветами и ощущениями, даже если он остаётся один. Те чувства, которые у него есть, – они обогащают его, и он превращает в творчество саму жизнь!
Достоевский показал нам, что даже страдания не всегда со знаком минус. Их можно превращать в свет, озаряющий одиночество, в свою собственную высоту! Боль можно трансформировать через любовь, – и это мы хотим донести до зрителя.
Беседовала Нина Яхонтова