Кто только ни брался найти ответы на вопросы о взаимоотношениях сыновей и матерей начиная с глубокой древности. Смешение любви и страстей, заботы и деспотизма в сыновних и материнских чувствах исследовали Софокл и Шекспир, Достоевский и Тургенев, а вслед за ними русский театр.
Театр Вахтангова уже говорил своё веское слово на эту тему, например, в таких постановках, как «Царь Эдип» Римаса Туминаса и «Пер Гюнт» Юрия Бутусова, а теперь представил её разработку в новом спектакле «Королева-мать» Сергея Яшина.
Российская сценическая версия произведения неаполитанца Манлио Сантанелли была реализована дуэтом Людмилы Максаковой и Владимира Логвинова. Дуэтом, который мог показаться неожиданным на первый взгляд.
Но Сергей Яшин осуществил сценическое воплощение с учётом характера актёров с выраженным амплуа. Образ сына по сравнению с первоисточником был значительно смягчён. Режиссер подчеркнул утончённую фактуру актёра, его дар воплощения жертвенности, природную пластичность и философскую глубину его больших грустных глаз.
Мать же, как и надлежало звезде национального размаха Людмиле Максаковой, приняла на себя все краски чувств, страстей и пороков, полностью оправдывая название пьесы — «Королева-мать».
Яркие костюмы, которые позволили раскрыть всю театральность образа главной героини (всю жизнь несчастная вдова играла роль ради своих детей), заставляли зрителя возвращаться к мысли, что это не жизнь, а театр. А три статуи — короля, королевы и их сына, напоминали о том, что незримо в жизни пары всегда присутствовал некто третий — отец. Спектакль получился настолько близким к жизни каждого из нас, что напоминания условности происходящего требовались.
Людмила Максакова согласилась на эту роль очевидно потому, что что-то в ней было созвучно её внутреннему миру. Отсюда какая-то особая хрупкость и трепетность в выражении материнских чувств, порой даже эмоциональный надлом от избытка любви. Любви, которая так нужна женщине в её существовании, но так тяжела, если на её плечи сваливается груз ответственности за родных.
Господь создал мужчину и женщину, чтобы они оба несли ответственность за воспитание детей. Если муж уходит или умирает, то женщина вынуждена возлагать на себя не свойственные ей обязанности и превращаться в «королеву-мать»; принимать роль, в которой трудно соблюсти баланс между заботой и деспотизмом. Роль, которая даёт женщине жизненные силы, но меняет её естество. Роль, которую дети могут не принимать, чувствуя её фальшь.
Сильная умная женщина, героиня Людмилы Максаковой находит веками проверенный путь воспитания сирот — компенсирует недостаток мужчины мифологизацией образа отца ради детей. Это позволяет ей остаться женщиной, а детям иметь в жизни верный ориентир.
Но бедняга слишком переусердствовала в своих материнских заботах, и однажды мифический отец начал съедать её детей. Это произошло тогда, когда самой матери потребовалась забота, и дети оказались настолько хорошо воспитаны, что ни на секунду не колебались, чтобы её оказать.
Исследование театра Вахтангова заканчивается тем, что надломленная горем женщина взывает к Богу, чтобы он дал ей сил пережить потерю птенца, которого она так заботливо пыталась всю жизнь оградить от бед и которому она была готова помочь, даже описывая свою болезнь и смерть.
Мощный образ «королевы-матери» вселяет уверенность, что эта мольба будет услышана. Ей даст силы жить всё та же семейная любовь.