Очаровательный лабрадор, обещанный в анонсе премьеры «Записок сумасшедшего» Театром имени Н.В. Гоголя, так и не появился, хотя миска на столе обещала появление пса. Собачья жизнь — метафора офисной работы, которую предложила зрителю молодой режиссер Арина Бессергенева, воспользовавшись для этого классическим гоголевским текстом.
Мы говорим «воспользовавшись текстом», потому что от исходной литературной основы не осталось практически ничего. Текст великого русского писателя был переведён на язык и образы, привычные для ежедневного общения российской молодёжи.
Получился весьма смелый эксперимент, поддержанный известной актрисой Ириной Рудницкой, сыгравшей маму Аксентия Поприщина.
Евгений Пуцыло показал нам двух главных героев в одном лице, подводя зрителя к психическому диагнозу героя. Это не мелкий чиновник Гоголя, который ведёт активную социальную и культурную жизнь и в курсе событий, но затем оказывается опьянен собственным величием. Такого Поприщина жаль — слабый и усердный, как Акакий Акакиевич, бедняга сломлен под воздействием обстоятельств.
В центр «Записок сумасшедшего» в версии труппы Театра им. Н.В. Гоголя вынесен доминирующее влияние матери над сыном, в попытке объяснить грядущую трагедию героя. Но что это, как не адаптация текста для современной молодёжи?
Увлечение Арины Бессергеневой истоками безумия героя нашло отражение и во взгляде на собачку. Разговор собачек Фидель и Меджи трансформировался в образ пса-Мефистофеля Меджи (его блестяще исполнил молодой талантливый актёр Егор Попов). Пёс искушает несчастного слабого Поприщина и доводит его до полного отрыва от реальности.
Свежая история, рассказанная в эксперименте «Записки сумасшедшего», при этом стараниями Рудницкой обретает вполне гуманный семейный дух, в то время как великий русский писатель безжалостно расправляется со своим героем — адептом и жертвой пропагандистских козней «Северной пчелы». Это было, как справедливо подмечено в спектакле, сродни бесконечным бразильским сериалам, и лишь казалось безобидным для общества.