На пресс-конференции «Рекорды рынка недвижимости 2022» были традиционно определены лучшие строительные объекты года и компании, преуспевшие в импортозамещении материалов для строительства. Однако и здесь не обошлось без оттенка грусти: строительные компании признались, что поставки качественных товаров сегодня даются с трудом.
Гендиректор компании Крашмаш Виктор Казаков вспоминает, что в первые дни перемен ожидания были самыми пессимистичными.
«В первые же дни кризиса мы ожидали серьёзных изменений, но решили для себя не ухудшать продукт, — свидетельствует российский производитель. — Всё казалось тогда страшнее, чем в реальности: сверхподорожаний пока не произошло и нет ни одной позиции, которую пришлось бы заменить на аналог. Вместе с тем, будущие проекты могут потребовать изменений, пока находящихся на этапе концепта, проектирования».
Алексей Щавлев, топ-менеджер локализованного в России бренда «Рото Франк», признаётся, что внешнеполитическая ситуация коснулась и его компанию. «Не всю фурнитуру мы производим в России, — уточняет он, — около половины продукции мы везём из-за рубежа. Мы констатируем, что удлинилась логистика поставок: нам по-прежнему приезжают машины с товаром каждый день, но сроки увеличились. В ближайшем будущем мы уверены, что справимся с задачей, но что будет потом — наверное, не может сказать никто».
Подорожание материалов, равно как и увеличение срока поставок требует поворота стройки к отечественным производствам или поиску поставщиков в соседних доброжелательных странах. Это не секрет.
Одновременно девелоперы работают над технологиями оптимизации издержек — ищут пути сокращения сроков работ, численности персонала, открывают новые производственные направления.
«Тема импортозамещения стоит перед нами, — говорит замгендиректора концерна КРОСТ Марина Любельская, — хотя и не так остро, как об этом говорят. Остро поставлен только один вопрос: лифтовое хозяйство. У нас есть отечественная фурнитура и запас времени, чтобы развивать её производство, но хорошая немецкая, итальянская фурнитура доставляется дольше и по более высокой цене. Наша компания развивает свою промышленность и это неожиданно совпало с нынешней ситуацией.
Вообще, говоря об импортозамещении нужно иметь в виду не развитие каких-то отраслей промышленности ради суперприбылей (их не будет, потому что таковы экономика и рынок), но поиск новых направлений для развития. Девелоперский рынок разносторонний, и инвесторов начинают интересовать новые направления».
Что касается поставок лифтового оборудования, освободившуюся нишу займёт Китай. Именно к китайским производителям сегодня присматриваются застройщики разных городов из разных сегментов, подбирая под себя соответствующего уровня завод в Поднебесной.
То, что не успеют сделать в России и предложить по оптимальным ценам, будет поставлять Китай.
Пока нас заверяют в том, что качество строительства не пострадает. Но тенденции оптимизации на фоне сжимающегося платёжеспособного спроса, увы, свидетельствуют о другом.