«Наш холостой XIX век», — эта фраза была расхожей в высшем обществе позапрошлого столетия. Что-то произошло с людьми, что они реже стали создавать семьи. Николай Васильевич Гоголь — сам холостяк, которому любимая однажды отказала в семейной счастье, в 1841 году предложил обществу свою версию важнейшей социальной проблемы. Проблемы, которая и сегодня не решена в русском обществе.
«Очевидно, что отношение общества к свадьбе, как к событию всей жизни, осталось где-то в прошлом, — размышляет Театр на Таганке. — Но откуда тогда берется бьющая рекорды статистика разводов?». Ответ на этот вопрос дал режиссёр Андрей Гончаров, совершивший космический полёт во времени в XIX век.
Премьера «Женитьбы», состоявшаяся на основной сцене Театра на Таганке 21 января 2022 года, это успех. Пикантное сочетание гоголевского хлёсткого слова с сочным малороссийским языком Степана, остроумные находки параллелей во времени и пространстве, наложение образов советского времени на классический сюжет, творческие решения с элементами фантастики и эротизм, балансирующий на грани дозволенного — всё это не только подчеркнуло достоинства комедии Гоголя, но и сделало её близкой и понятной современникам.
Андрей Гончаров привлекает к работе сильный актёрский состав. Его Подколесин — Олег Соколов, это не тот герой, которого воплотил блистательный Алексей Петренко в знаменитом фильме 1977 года. Современный, успешный и уверенный в себе человек становится рохлей в моменты принятия судьбоносного решения. Действительно, как тот, кто освоил космос, может быть таким нелепым в быту?
Подколесин — не единственный, кому можно адресовать этот вопрос. Каждый из коллектива женихов ему под стать, какие характеры! «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича», — в отчаянии рассуждает Агафья Тихоновна (Надежда Флёрова).
Сильная рослая русская купчиха нерешительна скорее на словах. Она довольно быстро понимает, что может «проработать» любого из кандидатов, обладающих достоинствами — прежде всего, дворянством. И решается, когда кандидат остаётся один.
Агафья переоценила свои силы — Иван Кузьмич верен нерешительности до конца, и сбегает из-под венца самым нелепым образом, через окно, чем опускает престиж всего дворянского сословия в купеческой среде.
Андрей Гончаров оставляет непоправимость этого шага за скобками. В финальной сцене уход жениха не выглядит таким уж бесповоротным — несостоявшиеся супруги соединяют свои руки после всех перипетий. Видимо, режиссёр уверен, что статистику разводов ещё можно нормализовать…
Оптимизмом дышит «Женитьба» в Театре на Таганке. Обращённая к молодому поколению, она по-настоящему смешна и полна жизни. Действительно, если в человеке бьёт ключом естество (его прекрасно передаёт сценография Константина Соловьева) и жива жажда любви, всё прочее однажды можно преодолеть.