«Жила-была Клавочка». Антиностальгия по СССР

"Жила-была Клавочка". Антиностальгия по СССР

Трудно предположить, чем руководствовалась молодой режиссер Арина Бессергенева, которая представила на сцене Театра Российской Армии пьесу Дмитрия Минченка «Жила-была Клавочка». Но это точно не ностальгия по СССР – скорее, наоборот, развенчание образа спокойного советского времени.

Может быть, её привлекла мысль о том, что не всегда нужно доверять заветам родителей? Для героини спектакля завещание матери кончилось фатально, плохие советы предопределили неудачно сложившуюся жизнь девушки, которая иначе могла бы найти свой путь и стать благополучной матерью и женой.

Так или иначе, перед нами через жизнь Клавочки обнажается изнанка советской бюрократической системы, которую в последнее время принято возносить. Вместо христианской морали система давала сомнительные духовные установки; вместо общественного мнения она предлагала советский агитпроп, а люди жили собственными идеалами. Старались выживать.

Перед зрителем разворачивается производственная пьеса, которая никогда бы не увидела свет в СССР. Динамично, стилизовано нам показывают несерые будни советского времени и его жалкий, неустроенный быт в общежитиях-коммуналках от производства.

"Жила-была Клавочка". Антиностальгия по СССРИнтриги, борьба за власть, криминал – всё это слилось воедино в антиностальгию по СССР и уничтожило Клавочку, как десятилетиями уничтожало живые ростки в жителях страны, приучало их к двуличию. Нецеломудренные сцены даны в спектакле художественно и скромно, при этом они обнажили сомнительную мораль. Вопреки утверждениям, что в Советской России секса нет, оказалось, что граждане не чужды фривольного общения. Более того, это единственное, что было доступно им как индивидуальностям.

Клавочка, которую реализовала на сцене Мария Белоненко – это угловатая недалекая сирота, отличавшаяся прямотой и застенчивостью. Обычная девушка проявляет советский романтизм – надеется увидеть большую любовь в первом встречном. Если бы не неожиданный финал, её образ нельзя было бы считать положительным, но обаяния ей не занимать. Актрисе удалось заставить зрителей надеяться на чудо – вот-вот девочки повезет, её романтические мечты сбудутся.

Романтизм свойственен каждой из советских дам, даже для партийных бонз. Кстати, режиссеру особенно удались советские дамские типы. Образ начальницы Клавочки, представленный Натальей Лоскутовой – шедевр. Вообще, режиссер показала, как легко ввергнуть Россию в советскую эпоху – достаточно создать советские условия, переформатировать парикмахерские и штамповать ширпотреб.

Между тем, через шутки и иронию над СССР в спектакле о Клавочке проступают совсем несмешные вещи – это пьеса о глубоко несчастной стране. Трагический сюжет, полная безысходность повествования, несостоявшиеся жизни героев и их несбывшиеся мечты рождают мысли о том, что иногда нужно свернуть с хорошо продуманной колеи, ведущей в тупиковую ситуацию.

"Жила-была Клавочка". Антиностальгия по СССР

"Жила-была Клавочка". Антиностальгия по СССР

"Жила-была Клавочка". Антиностальгия по СССР

"Жила-была Клавочка". Антиностальгия по СССР

"Жила-была Клавочка". Антиностальгия по СССР

"Жила-была Клавочка". Антиностальгия по СССР

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку