«Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда…», – писала Анна Ахматова, описывая тайны творческого ремесла. Точно так же жизнь русского писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904) обусловила рождение его прекрасных пьес и рассказов, насыщая его событиями и характерами, встречавшимися на пути. И сами сочинения Чехова, в свою очередь, стали неотъемлемой частью его жизни.
Будучи творцом, режиссёр Наталья Старкова хотела продемонстрировать эту взаимосвязь и создала произведение, где жизнь и творчество Чехова соединяются в единое повествование на подмостках «Содружества актёров Таганки» в спектакле «Докторъ А.П. Чеховъ. ОБ-ХО-ХО-ЧЕШЬСЯ!))».
На сцене мы с вами можем увидеть, как формировалось творчество писателя, на фоне каких событий и в какой среде проходила его жизнь. При подготовке спектакля использованы дневники и письма самого Чехова, а также воспоминания его современников. Благодаря биографической составляющей, мы можем видеть и ощущать рассказы Чехова (писателя-реалиста) в контексте его жизни. Хорошо известные и малоизвестные произведения писателя то дополняют его биографию, то рассказывают о событиях его жизни и его эпохи с неожиданной стороны, благодаря чему все рассказы воспринимаются совершенно по-новому.
На два с лишним часа вы погружаетесь в творческую атмосферу Чехова, где знакомитесь не только с героями его произведений, но и им самим, его жизнерадостным ощущением жизни. Да, Антон Павлович был весёлым и жизнерадостным до самой смерти, несмотря на трагические обстоятельства жизни. Он сам говорил: «Какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? … «Вот вы говорите, что плакали на моих пьесах… Да и не вы один. А ведь я не для этого их написал, это их Алексеев [Станиславский] сделал такими плаксивыми. Я хотел только честно сказать людям: «Посмотрите, как вы все плохо и скучно живете!»»
На спектакле актеры дадут вам возможность посмеяться от всей души. Играют они превосходно, впрочем, качество исполнительского мастерства этого театра широко известно. С нашей точки зрения, особенно неподражаема была Ирина Клабукова — представлялась ли она графоманкой Мурашкиной из рассказа «Драма» или свахой Любовь Григорьевной из отрывка рассказа «Хороший конец». Еще одна работа, которую нельзя не отметить, выдалась у Надежды Бодяковой — она чудесно сыграла роль эксцентричной дамы, страдающей от сожительства с богатыми стариками («Загадочная натура»). Превосходен был и Роман Серков в образе злого демиурга в отрывке «К сведению мужей», посвящающий вас в коварную стратегию по соблазнению чужих жён.
Многие из нас узнают себя в образе Аристарха Иваныча (играет Михаил Басов), которому выдалась дипломатичная роль сообщить другу Михаилу Петровичу (Виталий Вашедский), что его дражайшая супруга испустила дух. Аристарх Иванович ходит вокруг да около, время от времени проговариваясь другу о покойнице, и тем терзая и доводя до изнеможения бедного титулярного советника. Трагическая ситуация чрезмерной деликатностью доводится до фантасмагории.
Да, Чехов не был бы Чеховым, если бы сквозь смех мы раз за разом не начинали бы убеждаться в трагикомичности нашей жизни. Но смех этот не злой, несмотря на то, что буклет театра обещает вам, что этот Чехов будет «цинично и мастерски препарировать темы любви и денег, религии и медицины, отцов и детей» — отнеситесь к этому как к преувеличению. Сам Чехов писал: «Циник – слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья».
Циник не будет сотнями лечить крестьян из окрестных деревень, зарабатывая на этом пару рублей, как это было с Антоном Павловичем, циник не знает чувства сострадания. Цинизм, конечно, это что-то совсем не про Чехова, не про его жизнь и не про его творчество.
Заканчивается спектакль цитатой из письма Чехова доктору И.И. Орлову от 22 февраля 1899 года: «Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям – интеллигенты они или мужики, – в них сила, хотя их и мало». Вот эта вера писателя в отдельных личностей и эти самые личности, которые окружали Чехова (он — первый из них) и становились героями его произведений, и есть та нить, на которую нанизан спектакль «Докторъ А.П. Чеховъ. ОБ-ХО-ХО-ЧЕШЬСЯ!))».