Накануне еврейского праздника Ханука Управление древностей Израиля решило сделать подарок тем, кто интересуется давней историей своего народа. Оно объявило, что командой археолога Амира Ганора найден первый в истории клад повстанца-маккавея, который тот припрятал, спасаясь в пещере от эллинистических властей. Возможно, речь идёт о самом раннем археологическом свидетельстве восстания Маккавеев.Археологи обнаружили деревянную шкатулку, изготовленную на токарном станке и набитую землей и камнями, под которыми лежала пурпурная шерстяная ткань, прикрывавшая монеты. Безупречно хорошо сохранившиеся тетрадрахмы — крупные серебряные монеты, обычно используемые в древнегреческом мире, относятся ко времени правления Птолемея VI, который правил Египтом в то же время, когда его дядя Эпифан правил империей Селевкидов, включая Иудею.
Богатый клад (эти вещи могли принадлежать высокопоставленному чиновнику) состоит из 15 древних серебряных монет возрастом более 2000 лет, найденных в пещере Мурабаат в Иудейской пустыне, и может быть первым наглядным свидетельством увенчавшегося успехом восстания Маккавеев против Селевкидов. Та же пещера использовалась столетия спустя в рамках последующего еврейского восстания, на этот раз против римлян, известного как восстание Бар-Кохбы.
Три самые ранние монеты клада были отчеканены за три года до начала восстания, в 176 или 175 году до Р.Х., самая поздняя была изготовлена в 171 или 170 году до Р.Х.
Книга Маккавеев гласит, что многие евреи бежали от притеснений и по дороге прятали ценности в пещерах Иудейской пустыни: «Тогда многие, кто искал праведности и правосудия, отправились в пустыню, чтобы жить там: они, их сыновья, их жены и их скот, потому что зло сильно давило на них». Относительная терпимость эллинов к иудаизму закончилась при царе Антиохе в 168 году до Р.Х., когда он запретил еврейские религиозные обряды и превратил храм в культовое место, с которого взимался специальный налог.
Согласно израильской версии, Маккавеям удалось вернуть себе Иерусалим и осветить Второй Храм в нём.
Для евреев это очень важный момент, предмет национальной гордости, когда их предки под руководством вождей династии Маккавеев возглавили сопротивление против эллинистических правителей, притеснявших их и пытавшихся ассимилировать, в соответствии с традициями Александра Македонского.
Царь из династии Селевкидов — Антиох IV Эпифан, получил в еврейских источниках наименование «Нечестивый» за то, что попытался запретить евреям следовать их обычаям.
То, что клад принадлежал еврею, представляется археологам бесспорным фактом. Однако его мог оставить не обязательно повстанец, но любой человек, опасавшийся за свои деньги в смутные времена. Это мог быть чиновник, связанный с другим режимов династии Птолемеев и впавший затем в немилость у Селевкидов, например (потомки диодохов частенько воевали между собой и производили нестабильность). И само событие, возможно, имело место до восстания или не было напрямую связано с ним.
Кроме того, мировая научная общественность подчёркивает, что клад был обнаружен на спорной территории, относящейся к разряду оккупированных. Насколько легальна процедура по его изъятию со стороны Израиля — это вопрос.
Тем не менее, монеты будут продемонстрированы публике на Хануку в Музее наследия Хасмонеев в Модиине (Центральный Израиль) в рамках Недели наследия Израиля, сообщили власти.