Мы отдаем себе отчет в том, что пишем о человеке, который вместе с Карлом Марксом создал самую крупную нехристианскую идеологию за последние 150-200 лет (наряду с теорией конвергенций). Но, по словам Люсьена Февра, право на историю имеет только тот, кто ознакомился с трудами величайших мыслителей современности. Тех, которые перевернули сознание людей в разных странах, в огромных масштабах.
Энгельс на могиле умершего Маркса сказал о том, что «если Дарвин был первооткрывателем законов природы, то Карл Маркс — создатель всеобъемлющей теории законов общества». При этом умолчал, что не было бы марксизма, если бы не было Фридриха Энгельса. Он содержал не имевшего доходов Маркса и даже его семью, в том числе после смерти. В общей сложности, финансовая поддержка другу оказывалась долгие 40 лет, начиная с момента их знакомства в 1844 году.
Энгельс был сыном удачливого предпринимателя Фридриха Энгельса-старшего, который всегда по первому требованию предоставлял сыну любые суммы, тот и сам был блестящим предпринимателем. Он был достойным сыном своего отца, который несмотря на увлечение жизнью рабочего класса жил как представитель крупной буржуазии и обожал аристократический досуг — охоту на лис. Но, отправленный в возрасте 21 года в Великобританию на промышленное производство, в 1842 году он влюбился в ирландскую работницу и активистку Мэри Бёрнс.
Тогда в жизни Фридриха Энгельса и появился двойной стандарт — съёмное жилье в лучшем квартале Манчестера и арендованные комнаты в рабочих кварталах, где двадцать лет он тайно прожил со своей возлюбленной, пока управлял фабрикой, находившейся частично в собственности отца. На этой фабрике — Ermen & Engels, производилась хлопковая нить, которой на весь мир славился Манчестер.
Единственное, против чего возражал родитель — против того, чтобы его сын женился на фабричной девице, ведь по законам того времени фабрикант не имел права жениться на работницах. После смерти Мэри он взял в сожительницы, но затем и в жены её младшую сестру — Лиззи, девушку ещё более радикальных воззрений.
Сёстры Бёрнс оказали огромное влияние на взгляды Фридриха Энгельса, открыли ему мир трущоб и изнанку капитализма. Однако и они не заставили мыслителя поверить в традиционную семью — в институт брака.
В те времена фабричные рабочие трудились по 14 часов в день шесть дней в неделю. Энгельс им сочувствовал, что не помешало ему заработать сотни тысяч долларов (в эквиваленте нынешних денег). Свой доход, однако, он потратил на политическую деятельность, соратницей которой была Мэри. Её работой было прислуживать по хозяйству, в том числе, видимо, самому Энгельсу.
Положение подруги создателя коммунистической идеологии было шатким; Маркс возражал, чтобы его аристократка-жена Дженни встречалась с ней. Сам же Энгельс ставил её в пример как женщину будущего, эталонную подругу представителя рабочего класса.
Фигура Фридриха Энгельса чрезвычайно колоритна как по поведенческому содержанию, так и по характеру его публикаций. Всё, что выходило из-под его пера, ничуть не менее интересно и захватывающе, чем труды его старшего товарища Карла Маркса.
Прошло 130 лет со дня кончины этого выдающегося философа, социолога, ученого и преобразователя гражданского общества, а воз и ныне там.
Известно, что «Манифест коммунистической партии» (поначалу он назывался «Декларацией недовольных» и поныне имеет немалую актуальность. Все произведения Энгельса, включая его крупнейшую работу над прибавочной стоимостью, изданную впоследствии Каутским, доказывает, что решить вопрос с первородным грехом не под силу даже таким титанам, как Энгельс и Маркс.
Энгельс, однажды попав под влияние Маркса, до конца жизни следовал клятве, данной старшему товарищу. 24 часа в сутки он готовил мировую революцию.
Наследие Энгельса интересно уже тем, что изучив его, понимаешь, что это ничто иное как заветный маяк или факел, который нужно держать высоко над головой и к которому нужно идти всю жизнь, при этом не забывая о том, что под ногами твердая земля, а не облако в стратосфере.
Изучая труды Маркса, а затем Энгельса ясно, что они не были утопистами и идеалистами. Они говорили о том, что социалистическая революция — эволюция сознания людей, к которой надо готовить людей продолжительное время. Изменить его в одну ночь невозможно — это приведёт к тяжелым последствиям, кровопролитию.
Вранье, которое нам втюривали в головы о том что Маркс и Энгельс настаивали на повсеместных революциях всегда и везде. Они говорили о том, что для того чтобы подготовить глубокие реформы, которые могут привести к отмиранию классов (классовая борьба расценивалась как двигатель прогресса) может происходить постепенно и только в странах, где к этому предрасположены производственные силы и отношения.
В настоящее время ни в одной стране мира нет условий для отмирания классов. А вот к ожесточенной классовой схватке — сколько угодно.
Заметим, что о классовом подходе в личной жизни ни один из создателей коммунизма не забывал. Маркс возражал против любви Энгельса к женщине из рабочего класса не по классовым соображениям, а потому, что эти отношения были буржуазными и, следовательно, нарушали принципы коммунизма. Сам же женился на немецкой аристократке.
Главная ошибка отцов-основателей не в масштабе классовой борьбы, а в ошибочном контрпродуктивном подходе к созданию полицейского государства. Создание огромного количества полицейских государств прусского типа на Земле приведёт к усугублению классовой борьбы, которая в конечном счете и должна привести к другой важнейшей идеологии — идеологии конвергенции.
От Исаака Ньютона и до Петра Кропоткина, мыслители говорили о социальном прогрессе, отмечали ошибочный подход теоретиков-социологов в допущение до власти людей, стремящихся создать законсервированные модели государства. Они должны быть объектами повышенного внимания гражданского общества.