19 марта может считаться датой, когда наша страна начала включаться в европейское культурно-политическое пространство по двум причинам. Первая — в этот день в 1629 году на свет появился будущий царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Вторая — в этот день в 1697 году началось продлившееся полтора года «Великое посольство» Петра в Европу, в ходе которого сложились абрис-контуры будущего реформирования страны и система внешнеполитических союзов.
Царь Алексей Михайлович (1629-1676) получил в истории наименование Тишайший. Это было связано не столько с его политикой, сколько с личными качествами. Белокожий, румяный, с окладистой бородой и кротким взглядом монарх, бывший примерным семьянином и богобоязненным человеком, лично производил на современников самое приятное впечатление. Но политика его отнюдь не дала русскому народу тихого периода в истории.
От бурного нрава царя страдали и ближние, и народ. Однажды Алексей Михайлович, например, позволил себе выходку, прилюдно оттаскав за бороду своего тестя Илью Милославского. Любил он и давать приближённым весёлые прозвища, а в приподнятом настроении купал их в пруду Коломенского. Тем не менее, высший класс находился в относительно хорошем положении в его правление, поскольку Алексей Михайлович, по словам Костомарова, «соединял свои самодержавные интересы с интересами служилых людей».
Посетивший Москву в середине XVII века англичанин Карлейль писал, что «царь держит в повиновении народ и упрочивает свою безмерную самодержавную власть, между прочим, тем, что дает много власти своим чиновникам над народом». Это порождало злоупотребления властью на местах и многочисленные бунты в ответ. Вотчинные и помещичьи крестьяне стали перебегать с места на место в поисках приемлемой жизни. В результате лобби «обиженных» господ родилось Соборное уложение 1648 года, закрепостившее крестьян и приписавшее их к господам. А царь, в свою очередь, получил возможность обвинять своих чиновников в измене, заговорах и бесчинствах — закрепил свою власть над ними.
Страдали в правление Алексея Михайловича и торговые люди, поскольку он охотно давал преимущество иностранцам, особенно англичанам. Челобитные того времени (1646 года, например, от разных городов) говорят о том, что иностранцы наводнили все государство и начали беспошлинно торговать и насмехаться над русскими купцами. «Мы их заставим торговать одними лаптями», — говорили они. Так было до 1649 года, пока англичане не разгневали Алексея Михайловича цареубийством (они казнили своего царя Карла I) и не потеряли свои привилегии.
Но до поры до времени привилегии оставались у шведов и немцев. В народе даже ходили слухи, что все бояре — «соумышленники с немцами». Международная торговля шла активно, и чаще не в пользу русских людей.
Царь живо интересовался другими странами и популяризировал Россию, отправляя туда послов. В 1656 году русские послы отправились в Венгрию (здесь русским хотелось занять денег), в 1657 году — в Италию, Испанию, Францию. «Пробные посольства» ни к чему не привели, но заложили основу для того чтобы сын Алексея Михайловича Пётр «прорубил окно в Европу».
Тот, по свойствам характера, сделал это сам, отправившись 18 марта 1697 года в «Великое посольство» под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Царь лично познакомился с европейскими правителями (австрийским, польским, немецкими, голландскими, английским и итальянским), заключил с некоторыми из них договора и отчасти заручился поддержкой в будущих войнах. В числе прочих мест Пётр посетил Черногорию, где нашёл говорящих на близком языке похожих на русских людей, с которыми договорился об обучении русских мореходству. А черногорцы за свою помощь много веков получали зерновое довольствие из России.
С эпохи начала европейских посольств в цели русских правителей вошло желание внедрять у себя новейшие технологии и лучшее, что им виделось из европейского образа жизни.
Пётр в дальнейшем действительно вписал Россию в общеевропейский контекст, но для этого ему пришлось ещё больше укрепить самодержавную власть, закрепостить русский народ и заставить его отказаться от вековых национальных устоев. И всё это было бы невозможно, если бы перед ним его отец не заложил предпосылки европеизации русского общества.