Начать этот материал очень трудно, потому что хочется сказать всё, но это невозможно. Человек, о котором я расскажу сегодня, не просто уникален для России, но уникален для всего мира, хотя мои коллеги-испанисты и возражают мне:»В одной Испании таких было много, одна только Федерика Монсени чего стоит!».
Да, действительно, первая в Испании женщина-министр, анархистка, многое сделавшая для общественного здравоохранения страны, является прекрасным образцом политика нового времени. Мы увидим немало поистине выдающихся женщин, стяжавших славу Испании, и помимо неё. Найдём подобные примеры и в других странах, например, первая британка-член парламента леди Нэнси Астор. Список огромен.
Но и среди них Екатерина Константиновна Вериго (в замужестве — Брешко-Брешковская) стоит особняком, она выходит за пределы названного ряда политических фигур.
Дело не в том, что она была самой ненавистным политическим деятелем для большевиков.
Дело не в том, что она первая в России женщина-политкаторжанка, которая отбывала несколько раз срок каторги и тюрьмы. Она — дворянка — была неоднократно бита плетьми, совершала побеги с каторги (однажды осуществила успешный побег, вскарабкавшись на вершину отвесной скалы, но была предана проводником и была схвачена и возвращена назад).
Дело не в том, что Брешко-Брешковская создала почти 20 различных общественных организаций, включая женские и боевые. Крупнейшая из них — партия социалистов-революционеров (эсеров).
Дело не в том, что она перемещалась по миру как мотылек, от луча света к лучу света в тёмное время суток, имея семью и мужа, который не разделял её взгляды, но не развёлся с ней.
Дело не в том, что глава Временного правительства Керенский в знак почтения перед её политическим авторитетом в крайне сложном положении для себя и страны был в Праге на её похоронах, чтобы отдать дань — последний долг перед «бабушкой русской революции». Керенский выступил тогда с грандиозной речью — лучшей его речью, на гражданской панихиде по ушедшей удивительной женщине.
Она создала не просто культуру политической борьбы, став знаменем борьбы за социальную справедливость, за достоинство и жизнь людей в царской России, но и показала пример всем без исключения, от левых до правых, что такое человеческая стойкость, упорство и дворянская честь.
Имя этого человека на протяжении всего пореформенного периода в России считалось эмблематичным. Основные вехи политической карьеры Е.К. Брешко-Брешковской включали в себя работу в крестьянской школе с организацией кассы взаимопомощи и библиотек, хождение в народ, поставки нелегальной литературы для русской интеллигенции и масштабная политическая борьба на всех фронтах.
Я никогда не был согласен ни с её взглядами, ни с её методами борьбы — Брешко-Брешковская не исключала методы индивидуального террора (её убедил в необходимости этого Борис Савинков). Именно она создала самые мощные, разветвлённые и массовые организации боевых ячеек в новой истории России — «Народную волю» и «Боевую организацию» эсеров. Но я согласен с такими её убеждениями, что христианство и рабство несовместимы и что надо любить свой народ: «Работать во благо народа — вот как должны поступать верующие во Христа!».
Когда Екатерина Константиновна приезжала в какую-то страну: США или Швейцарию для сбора средств на ведение своей политической деятельности, ей не надо было как Сталину или Тер-Петросяну (Камо) совершать эксы на беззащитных чиновников Тбилисского казначейства. Ей достаточно было тихим голосом внятно и коротко, обращаясь уважительно к присутствующим, сказать: «Мне нужна такая-то сумма для того чтобы вести мою деятельность. направленную на изменение политического строя и освобождение русского народа от ига насильников и угнетателей». И, поверьте, история не знает ни одного случая, когда ей отказали бы.
Брешко-Брешковская прожила большую трудную жизнь, ни одного дня из которой она не посвятила мужу и детям. Она полностью отдала себя избраннику — политической борьбе за счастье русского народа.
Революционерка умерла в нищете, нуждаясь и всё отдавая на политическую борьбу. Она — фанатик, человек, рождённый для роскошной жизни, так никогда и не вкусивший прелести сладкой дворянской обстановки и удобства комфорта её собственного сословия. Лебединая песнь Брешко-Брешковской — созданная женская политическая организация, отданная вновь народившейся самой массовой политической партии, победившей на единственных свободных выборах накануне революции в ноябре 1917 года — партии правых эсеров.
Как бы там ни было, Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская — самая закрытая личность для всех учебных заведений, в особенности для исторических факультетов российских ВУЗов, потому что все учебники по историки писались под диктовку «красной профессуры» — учеников академика Покровского и самого Сталина.
Последними словами Брешко-Брешковской было: «Я всю жизнь боролась за счастье моего народа, а люди, под сурдинку захватившие власть в России, обманувшие народ используя наши лозунги, установили режим более зловещий, чем тот, что был при царизме». Она ненавидела большевиков за террор против народа и за то, что они возбуждали в нём классовую рознь.
Зная и понимая, что авторитет Е.К. Брешко-Брешковской, отсидевшей во всех равелинах Петропавловской крепости за свои убеждения, безупречен, академическое сообщество не могло бы игнорировать её вес. Но для студенчества она не существовала, не существует и теперь.
Однажды один корреспондент её спросил: «А где ваше наследие, статьи, книги, печатные труды?». Пожилая дама тихим спокойным тоном ответила: «Молодой человек, я всю жизнь занималась делом».
Тем не менее, кое-что Брешко-Брешковской удалось написать. В частности, автобиографию 1917 года и ряд статей.