23 февраля 2021, в День защитника отечества, весь мир будет отмечать круглую дату — прошло четыре десятилетия с момента «техересо», переворота, совершенного в столице одного из самых крупных европейских государств, на глазах у всех СМИ. Масштаб, глубина, количество задействованных спецслужб, войск и технических средств связи ошеломляет.
Страна — член НАТО, опутанная невесть какими надзорными органами (не только национальными, но и наднациональными), продемонстрировала всему миру не только хрупкость демократии, которая была в ту пору в Испании, но и крепость и несокрушимость принципиальных убеждений властных начал.
Эрих Мария Ремарк писал: «Два убитых человека — трагедия, два миллиона убитых — статистика». Этого автора в числе первых жгли на кострах современной инквизиции — на площадях и улицах современной Германии под дудку доктора философии Йозефа Геббельса. Не будем забывать, что этот наци №2 действительно был доктором философии и защитил свою докторскую диссертацию в Хайдельберге. В СССР и в России упорно, настойчиво, целенаправлено доказывалось, что всё властное начало нацисткой Германии — глубокие недоучки. Не дай Бог у кого-нибудь из них обнаружится высшее образование или научное звание, более высокое, чем у тех, которые сидели в тюрьмах и на каторгах не за политические убеждения, а по уголовке.
На сегодняшний день как в Испании, так и в других странах написано множество материалов на тему путча в Испании. Лично я ещё 40 лет тому назад написал об этом десятки статей и материалов, в том числе открытых.
Эта тема чрезвычайно интересовала как советские власти, так и научный мир по двум причинам.
Во-первых, чтобы понять, способна или не способна удержать в своих руках государство центральная верховная власть в Испании, если она — порождение тоталитарно-фашистской диктатуры генерала Франко. Способна ли демократическая (пусть и в монархическом обличии) власть сохранять бразды правления над силовыми и тоталитарно ориентированными спецслужбами и военными формированиями, дававшими клятву на верность ещё испанскому фюреру — Франсиско Франко Баамонде?
Вторая причина, по которой интерес к путчу в Испании проявляли как властные советские органы, так и широкая научная общественность — это место и роль лично короля и его ближайшего окружения в системе и структуре Евросоюза. Не будем забывать, что Испания в тот момент находилась в «процедуре» вхождения в ЕС и в военную составляющую НАТО.
До 1981 года Испания входила только в политические органы Североатлантического блока, а после референдума 1979 года, несмотря на жёсткое сопротивление левых сил в Испании и некоторых регионах (Страна Басков, Наварра, Астурия и Канарские острова), она вынуждена была вступить и в военно-политическую структуру НАТО, по которой она должна была взаимодействовать с организацией не только своими спецслужбами, но и остальными военно-техническими ресурсами, вплоть до отправления своих войск в горячие точки Земли.
Нам сегодня не интересно, кто принимал участие в заговоре, кто конкретно руководил им: начальник ли личного военного штаба короля генерал Армада, командующий ли валенсийским военным округом генерал-лейтенант Миланс дель Бош или кто-то другой, которого мы до сих пор не знаем.
Один мой хороший знакомый испанец, приезжавший ко мне в гости в Москву — Андрес Монко, сын личного друга и военного адъютанта Его Величества короля Хуана-Карлоса I, фигура которого великолепно выведена в испанском сериале «23F», мне рассказывал, что личный адъютант короля был связующим звеном между королём и военными.. Это показано частично и в фильме
Военные как в фильме, так и в широкой испанской печати — это участники заговора. Судебные разбирательства, которые проходили под эгидой спецслужб и надзорных органов страны, выявили полную непричастность Двора к содеянному. Однако злые языки до сих пор утверждают, что король «чуть-чуть больше знал, чем то, что сообщалось общественности». Вот это чуть-чуть как раз нас и интересует.
Дело в том, что король Испании — это не просто верховная власть в Испании в тот момент, но барометр демократии и справедливости. Подумайте сами, как тяжело было этому холёному, выросшему в оранжерейных условиях, далеко не такому крепкому духом человеку, как его отец — граф Барселонский, бывший с 11 лет под крылом генерала Франко, принять в нужный момент в нужном месте нужное решение.
Король и в самом деле мог повернуть «тачанку истории» в противоположном направлении. «И тогда наверняка пусть запляшут облака». Вы понимаете, что выявленные масштабы заговора говорят о его своевременности, умелой координации и эффективности. Это даже не путч, который подготовил хитроумный начальник Генштаба республики, дивизионный генерал Франсиско Франко Баамонде, носящий у себя в кобуре все карты размещения военных частей в гарнизонах по всей Республике.
Была ли связь между путчистами со структурами НАТО, был ли подполковник жандармерии (гражданской гвардии) Техеро фанатиком, отправленным на заклание, стрелявшим в потолок в парламенте, или это было предупреждение о том, что за дверями кортесов уже находятся спецчасти со списками, где поимённо значатся все, кто подлежат физическому устранению?
Почему единственными, кто не бросился под скамью из 300-членного парламента, были заместитель председателя правительства, курирующего вооруженные силы генерал-полковник Мельядо, генеральный секретарь компартии Испании Сантьяго Корильо и премьер-министр — будущий герцог Кадисский Адольфо Суарес? Они что, были предупреждены, что в них стрелять не будут. А почему это так?
Интересны воспоминания, которые оставил после себя генерал-полковник Гутьеррес-Мельядо. У него есть такая фраза: «Почему они молчат?». О ком он говорит, что они молчат? Когда эти люди заговорят?
Дорогие читатели, прошло 40 лет. Пора открыть карты. Дело не в том, что мы говорим о сохранении некоей интриги событий. Дело не в этом. Нам надо знать правду.
Поймите, что переворот, как бы о нём не писали в СМИ и в учебниках истории, был. И он был совершен. Вопрос надо ставить иначе: почему он не получил продолжения и не произошёл возврат страны к тоталитаризму? Кто этого не позволил: король, НАТО или испанские левые или какие-то ещё силы, о которых мы не знаем?
Обратите внимание, что церковь в лице кардинала, как только стало известно о том, что в парламент ворвались вооруженные люди с приказом всех лечь на пол и стреляли в потолок, а здание окружено боевой техникой, сразу отмежевалась от прототалитаристских происков. Это произошло не только на страницах печати и каналов телевидения, но и в проповедях во всех церквях. В некоторых городах и селениях Испании раздались призывные звуки церковных колоколов, сообщавших о тревоге.
Для сравнения хочу напомнить напрашивающуюся параллель: в октябре 1993 года в Москве, когда власть ничтоже сумняшеся поставила танки и давала залпы кумулятивными снарядами по гражданскому учреждению — парламенту РФ. Знал ли о трагедии Верховный правитель — президент РФ? Нет, он не знал. Он этим путчем и руководил.
Это он отдавал письменный приказ Грачёву на открытие залпа по 5 тысячам мирных жителей, в том числе 1.5 тысячам депутатов, находящихся в здании. А все СМИ, включая американские CNN, показывали спокойно прогуливающуюся даму с белым шпицем, с улыбкой наблюдающей за разворачивающейся трагедией с противоположной стороны реки. Парламент уже дымился, огонь охватывал несколько этажей.