428-летний лист бумаги рассказал о шпионской сети Елизаветы I

428-летний лист бумаги рассказал о шпионской сети Елизаветы I

Список, составленный Робертом Сесилом, главой шпионской сети, даёт представление о зарождении секретной службы Великобритании.

Более ста лет пролежал он забытым в Национальном архиве: один-единственный лист бумаги, с именами шпионов, дающий ключ к тайной разведывательной сети елизаветинской эпохи.

Теперь 428-летнее секретное досье Роберта Сесила, начальника сети информаторов Елизаветы I и человека, который раскрыл Пороховой заговор против короля Якова I, было собрано по кусочкам с помощью этого ключевого документа. Восстановленное досье даёт представление о том, как Госсекретарь Сесил создал и использовал тайную разведовательную сеть, чтобы шпионить за европейскими монархами во благо Английскому престолу.

Сеть была настолько обширной, что историку Стивену Элфорду, собиравшему информацию о шпионах елизаветинской эпохи, кропотливо восстанавливая досье Сесила на каждого «разведчика», потребовалось почти 15 лет с тех пор, как он нашёл их список в архивах. По его мнению, это была «первая должным образом организованная секретная служба» Англии.

Роберт Сесил родился около 1563 года в семье Уильяма Сесила, который был главным советником королевы Елизаветы. Роберт пошел по стопам своего отца. Он стал государственным секретарем при Елизавете и оставался на этом посту при ее преемнике Якове I. Он также стал лордом-хранителем печати и лордом-казначеем. Он умер в 1612 году.
Роберт Сесил родился около 1563 года в семье Уильяма Сесила, который был главным советником королевы Елизаветы. Роберт пошел по стопам своего отца. Он стал государственным секретарем при Елизавете и оставался на этом посту при ее преемнике Якове I. Он также стал лордом-хранителем печати и лордом-казначеем. Он умер в 1612 году.

«В списке много имён – некоторых я знал, это были люди из тайного совета Елизаветы I или приближённые к нему, но многие были неизвестны. В конце концов, я понял, что цифры рядом с их именами были номерами страниц фолианта, то есть это страница Содержания. Это был момент озарения», — рассказывает профессор ранней современной британской истории Стивен Элфорд из Университета Лидса. О своих открытиях он написал книгу «Все его шпионы: тайный мир Роберта Сесила».

Список информаторов Сесил начал писать в 1596 году, и он был его рабочим инструментом. Однако позднее викторианские архивисты положили листок в папку «разное» и надолго забыли о нём.

«Я думаю, что был, вероятно, первым учёным, проявившим к нему интерес, — говорит Элфорд. — У викторианцев была привычка, когда они натыкались на бумаги, которые не имели для них смысла, были непонятными и не могли быть аккуратно каталогизированы, они почёсывали в затылке, а затем засовывали их в папку «Разное» и забывали о них. И именно там историки теперь находят самые интересные материалы».

Осознав, что за список в его руках, Элфорд начал рыть архивы в поисках любой бумаги, которая выглядела бы уместной и на которой был бы «маленький номер в уголке» из списка «Интеллидженс сервис» (нынешняя MI6).

«Мне оставалось только надеяться, что края бумаги остались сохранны. Поскольку до 19-го века рукописи хранились из рук вон плохо – их часто сваливали в казематы Лондонского Тауэра, до некоторых из них добрались крысы и мыши. Часто они были в пятнах, иногда можно увидеть следы зубов. Просто чудо, что эти бумаги вообще сохранились».

По мере того, как он постепенно находил досье каждого сотрудника разведки, историк заметил одну закономерность. «Каждое из них было похоже на офисную папку. В офисе Сесила они всегда были под рукой, когда поступали донесения, и для учёта вознаграждений».

По словам учёного, большинство шпионов 16 века работали на придворных и, как правило, были «сборищем мошенников», которые получали информацию случайно и добровольно, от случая к случаю. Представители разведки этого списка были совсем другими: «Это были серьёзные люди, многие из них были международными коммерсантами, которым платили зарплату».

Радужный портрет Елизаветы I в Хэтфилд-хаусе, как считается, отражает роль Сесила как главы шпионской сети после смерти сэра Фрэнсиса Уолсингема, из-за глаз и ушей в узоре платья.
Радужный портрет Елизаветы I в Хэтфилд-хаусе, как считается, отражает роль Сесила как главы шпионской сети после смерти сэра Фрэнсиса Уолсингема, из-за глаз и ушей в узоре платья.

Ранее учёные полагали, что у Сесила, официально занимавшего должность государственного секретаря при Елизавете I, было «парочка шпионов тут, да там». Но исследование Элфорда свидетельствует о том, что в его распоряжении была организованная сеть из более чем 20 шпионов в Лиссабоне, Кале, Брюсселе, Севилье, Риме, Амстердаме, Шотландии, Швеции и других местах.

«Он выбрал торговцев, потому что они путешествуют, умеют читать, писать, говорят на европейских языках и имеют собственные сети», — поясняет историк.

Каждому агенту платили за то, что он тайно отправлял зашифрованные донесения Сесилу, который расшифровывал их с помощью индивидуального шифра, содержащегося в каждой из папок, которая также содержала записи об платежах и всех их секретных сообщениях.

«По современным стандартам, шифры довольно просты – они содержат различные буквы для обозначения букв алфавита или символов или диаграмм, например, для обозначения королевы или короля Испании», — рассказывает Элфорд.

После случайно погибшей Испанской армады 1588 года, чьей целью было свержение Елизаветы I, Сесил был обеспокоен возможностью второго морского нападения Испании в 1590-х годах.

В досье «есть одна команда шпионов – два брата — которые сторожили атлантическое побережье, где-то недалеко от Биаррица, чтобы следить, не плывут ли какие-нибудь испанские корабли в составе новой армады или не проводят ли они военные и военно-морские приготовления. Они делали вид, что перевозят контрабандные товары между Францией и Испанией, но на самом деле заходили в порты и составляли донесения о военно-морской активности, подсчитывали корабли и выясняли, что происходит», — пишет исследователь.

Разный почерк в бумагах указывает на то, что Сесил полагался на небольшую «группу доверенных лиц», которые помогали ему в проведении его тайных операций.

«Сесил управлял хорошо финансируемой, организованной системой, которая имела огромное значение для его политической деятельности – она давала ему нужную информацию, а не случайные новости или сплетни, — заключает Элфорд, добавляя — это была первая английская разведка».

Поделиться с друзьями
Subscription