Франсиско Франко Баамонде умер в своей постели 20 ноября 1975 года — ему удалось избежать Нюрнберга, но 18 ноября отмечается День памяти жертв кровавого диктаторского режима, самого длительного в Новой истории, если не считать за таковой советский режим, продлившийся 80 лет.
Сегодня как никогда надо возвысить свой голос в защиту тех, которые пострадали от рук тёмных сил, которые олицетворял Франсиско Франко Баамонде. Одновременно во весь голос надо протестовать и буквально кричать во всеуслышание, когда основная масса испанской прессы аплодирует Франко-миротворцу, доказывая, что то, что сейчас имеет Испания положительного (относительно социально-экономически благополучное население, демократические свободы, щадящее рабочее законодательство, более-менее разрешённый национальный вопрос, вхождение в Евросоюз) — всё это произошло благодаря Франко. Не благодаря, а вопреки желаниям Франко!
Франсиско Франко умер, взойдя на испанский правящий Олимп в 1939 году. Мне меньше всего хотелось бы говорить об этом человеке, хотя есть, что сказать о нём помимо широко известных, растиражированных в том числе в России биографических данных. Но придётся.
Мои друзья — выходцы из галисийских семей, в том числе из семей, соседствовавших с семьёй диктатора в городе Эль-Ферроль, рассказывали мне много что о нём. Очень много людей, лично мне известных, были лично знакомы с Франко, встречались с ним как на полях сражений, так и на площадках митингующих, так и в правительственных коридорах. Они подчёркивали, что прозвище, которое получил «генералиссимус» — Маленький Пако (Пакито), полностью соответствовало его образу.
Он был низкого роста (163 см) и говорил чрезвычайно высоким, близким к фальцету женоподобным голоском. Когда Франко выступал на публичных мероприятиях, толпа буквально надрывалась от смеха. Диктатор громогласно говорил о высоких материях, но при этом использовал язык циркового карлика, что делало его выступление комичным и имело нередко обратный эффект.
Франсиско Франко довёл Испанию до ручки. Ему был под стать только один человек в постмодернистской эпохе — Сталин.
Гражданская война в Испании была почище, чем в России (каждая пятая жертва погибла не на полях сражений, а от пыток и увечий), она стоила стране миллиона погибших с каждой из сторон, почти миллиона эмигрантов (1 из 9 миллионов перемещённых лиц, которые покидали дома с 1920 по 1936 годы).
Больше, чем испанцев, лишилась своих граждан только Россия (3 миллиона человек). И из европейских стран жертв политических репрессий больше, чем в Испании, тоже было только у нас.
Миф о том, что Испания сильно напоминала Россию времён гражданской войны, сильно преувеличен. На республиканской части Испании зверства спецслужб под контролем советских органов уничтожили такое множество людей, что это было даже больше, чем было уничтожено на территории, подконтрольной советской власти в годы Гражданской войны. Тогда советские органы ещё не набрали такого опыта, который они выплеснули в Испании.
Все партии Народного фронта, включая Поум, оставили документальные свидетельства и воспоминания об ужасах и кошмарах политических преследований, в том числе оппонентов — «не тех» коммунистов. Хочется привести одну лишь книгу «Я был министром Сталина» о министре-коммунисте, члене правительства Народного единства.
Франсиско Франко для меня — это не просто одиозная фигура, но фигура, с которой связана огромная политическая история из жизни Европы и всего мира. Когда он умер, испанцы, проживающие в Москве, устроили публичное уличное празднование (с песнями, танцами, поднятием бокалов). Я сам присутствовал на этом действе рядом с гостиницей «Центральная» (в прошлом — «Люкс»), где когда-то находилась штаб-квартира компартии Испании.
Несмотря на то, что 47 лет назад это был холодный вечер и на Тверской было много народа, шумное песнопение и радостные возгласы не прерывались представителями советских властей. Видимо, милиции был дан приказ «не трогать шумных испанцев», у которых большой праздник — умер их главный враг.
Меня удивляет то, что нет мало-мальски серьёзного издания, которое дало бы объективную оценку Франко и франкизму. Все взахлёб поют ему осанну, совершенно не понимая, что никакой диктатор: ни Гитлер, ни Муссолини, ни Анте Павелич, ни Хорти не мог быть ангелом во плоти. Диктатор — это всегда репрессии, это всегда кровь и насилие, это всегда беззаконие.
Франко не мог дать Испании никакую демократию, разрешить национальный вопрос и тем более не мог поднять социально-экономический уровень жизнб населения. Все годы, что Франко был у власти, к миллиону эмигрантов ежегодно добавлялось 50-100 тысяч испанцев, ищущих работу в благополучных странах Европы.
Во времена Франко из Испании в 40 стран мира, включая СССР, уехало огромное количество взрослых испанцев и большое количество испанских детей. Больше всего детей оказалось во Франции, Англии и Голландии, 3.5 тысячи — в СССР (столько же в Англии).
Франко, возглавивший в результате ряда убийств соперников переворот против Республики, был не только главным идеологом фашистского переворота, но и стяжал славу самого знаменитого предателя в испанской истории. С марта 1935 года по март 1936 года он занимал высший военный пост в Республике. Я подчёркиваю: самый высокий военный пост, так как почетный пост министра обороны и одновременно президента занимал высший испанский государственный деятель — Алькала Самора.
Франко, уже возглавивший заговор, написал наглое письмо премьер-министру Касаресу Кироге, где откровенно сообщал о готовящемся заговоре. Попустительство республиканских властей дорого обошлось Республике. На письмо Франко власти не отреагировали.
Группа «африканцев» — испанских военачальников, включая Франко, сделавших карьеру в испанском Марокко, составили ядро заговорщиков, ибо они друг друга отлично знали и следовали заговорческому этикету. Если ты не хотел идти до конца, тебе следовало покинуть ряды вооруженных сил Испании.
Я хотел бы подчеркнуть три главных момента в связи с сегодняшней датой, три штриха к портрету диктатора:
- Неуёмное стремление Франко к власти.
- Его неизменное пренебрежение к людям (об этом писал первый министр иностранных дел в правительстве Франко г-н Серра, отмечая его двуличие и высокомерие и приписывая это его происхождению от еврейских выкрестов — маранов).
- Надменное, высокомерное, явно презрительное отношение к монархии. Он направо-налево раздавал дворянские титулы подельникам, не являясь ни членом королевского дома, ни даже близко стоящим к нему. Таким же было отношение к церкви: Франко при подписании конкордата с Ватиканом настоял на праве назначать епископов и архиепископов.
Монархия в Испании сегодня — это государственный строй, который сменил интегральный национализм — изобретение Франко. И передача власти состоялась не благодаря ему, а скорее вопреки. Да, он подумывал о том, чтобы вернуть королевскую власть, но одним из вариантов реставрации монархии диктатор всерьёз считал выдвижение на роль монарха мужа внучки — Альфонсо Бурбона-и-Дампьера, внука Альфонсо XIII по линии принца Хайме, который после отречения от прав на престол отца (за себя и потомков) был вынужден повторно уступить престол Хуану Карлосу. Считается, что кузену уступил престол сам Альфонсо в 1969 году.
Принц женился на Марии дель Кармен Мартинес-Бордиу в 1972 году, в 1974 году Франко собственным указом был вынужден назначить Хуана Карлоса королём, а в 1979 году внучка Франко ушла от своего мужа к французскому бизнесмену.