Генерал Рафаэль Риего-и-Нуньес был повешен 7 ноября 1823 года на площади Ла Себада в Мадриде. Сегодня этот день большая часть населения Испании отмечает как день гибели человека, с которым народное сознание ассоциирует все либеральные и прогрессивные чаяния XIX — XX веков, которые выше любой идеологии.
Должен напомнить, что 1820е годы не только для Испании, но и для России были годами потрясений. Лучшие люди той поры (прежде всего, декабристы) считали Риего идеалом борца за свободу.
Кондратий Рылеев в стихотворении «Гражданин» 1824 года убеждает современников в том, что будущие потомки покроют их позором, если не найдут в России «ни Брута, ни Риеги» — борцов «за угнетённую свободу человека». Эпиграмма Пушкина «Сказали раз царю, что наконец», также посвящена судьбе Риего. Поэт говорит здесь о том, что негоже даже политическим врагам из лести ругать «жертву палача». Русские либералы имели переписку с «мятежным вождём» и во многом вдохновлялись его идеями для своих проектов будущего России, его Конституцией 1812 года.
Песнь в честь певца свободы El Himno de Riego, в основе которой лежало поэтическое переложение Эваристо Сан-Мигелем призыва генерала к согражданам, стала официальным гимном конституционной монархии в Испании (1820-1823 годы) и Испанской Республики (1931-1939 годов).
Никогда Испания не воевала с Россией, и Россия — с Испанией. Испанские герои стали образцами для России: Дон Кихот и «Цыганочка» Сервантеса, «Карменсита» Проспера Мериме. Испанские авторы и деятели культуры знакомы каждому россиянину, а российские писатели — любимые литературные лакомства для испанцев.
Испания никогда не была для России далёкой страной. Да, она находится на противоположном конце европейского континента, однако все три ключевых события в историческом процессе как для Испании, так и для России идентичны.
Испания была первой страной Европы, столкнувшейся с азиатским влиянием и победившая его. То же произошло с Россией, где татаро-монгольское иго (как мусульманское в Испании) просуществовало несколько веков, но было побеждено силой иностранного оружия, благодаря единению общенациональных сил.
Только Россия и Испания так блестяще и результативно отстояли национальную независимость, несмотря на превосходство военной силы захватчика в начале XIX века. Наполеон лишь дважды потерпел жестокое поражение из почти 60 боевых операций: во время похода в Испанию и в Россию.
Третье, что связывает прочными историческими узами две страны в цивилизационных связях — это эпоха Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. На выборах 1936 большинство испанцев отдали голоса за левые партии, но без образа и подобия Советской России левые партии и анархисты, анархосиндикалисты и левые радикалы не стали бы проводить столь радикальные реформы в Испании с первых дней прихода Народного фронта к власти.
Надо особо подчеркнуть, что менталитет советских руководителей был, к сожалению, определяющим в процессе принятия решений в большинстве организаций левого толка, включая даже те партии, которые прямо не подчинялись Москве. Это левые партии в регионах и даже Испанская Социалистическая Рабочая партия, тогда возглавлявшаяся радикальными лидерами наподобие Ларго Кабальеро (испанский Ленин) и Хуан Негрин.
Во многом ужасы и кошмары первых месяцев республиканского правления брались за пример «успехи» советской власти в России. Не только в Испании, но по всему миру в то время было принято считать советский опыт самым успешным опытом в истории эффективного построения общенародного государства.
Как ни странно, даже в левых католических кругах было принято соглашаться, что насилие и жертвы — имманентная часть социалистической модели построения общества народной демократии. Насилие и массовые жертвоприношения по типу Великой Французской буржуазной революции считались чуть ли не нормой обустройству прогрессивного государства той поры.
Оплотом демократии и противления насилию оставалась небольшая часть испанского государства — Страна Басков, где правящая партия — баскские христианские демократы, хоть и поддержавшие Республику, стойко сопротивлялись насилию и поддерживали церковь на местах
Испанию и Россию связывают не только морально-этические и культурные связи на протяжении истории, выдающиеся личности как Михаил Глинка, Максимилиан Волошин, Константин Коровин, Боткин и многие другие (они оставили блестящие мемуары о жизни и бытовании прекрасной страны).
Испания во многом брала пример с России (не всегда положительный), а Россия также во многом брала пример с Испании. Последний аспект мало ещё изучен, увы.
Рафаэль Риего-и-Нуньес пришёл к власти в Мадриде на волне защиты провозглашенной в 1812 году первой испанской Конституции. Он и казнён-то был за то, что он республиканец и защитник Конституции, сам факт существования которой в ту пору был крамолой.
Сейчас в стенах парламента в Мадриде красуется портрет выдающегося испанца как олицетворения защиты главной ценности демократии — отстаивания принципов, которые письменно засвидетельствованы в Основном Законе страны.
В Испании как последователи монархии, так и их оппоненты в стане Республики (в стране почти половина населения — республиканцы) считают принципы и взгляды Риего неприкосновенным общенациональным достоянием и чтутся как высшая национальная мечта и ценность.
Так распоряжается история. 7 ноября 1823 года человек был казнён за отстаивание интересов нации, которые сегодня считаются основополагающими для всего общества.