А была ли Кубинская революция?

Кубинская революция

Мне, человеку по целому ряду сюжетов связанному с Кубой, суждено, видимо, сказать своё слово о 26 июля — дне, когда началась Кубинская революции. И моя капля мёда есть в улье. Я хотел бы спросить: а была ли она, эта революция?

Мой отец, как и все испанцы, проживавшие в СССР, «прошли Кубу». Те из них, которые учились в ВУЗах, были в той или иной степени рекрутированы советским правительством на работу в новую социалистическую Кубу.

Мой отец пробыл на разных должностях по техническому ведомству в общей сложности 5 лет. 1-2 классы общеобразовательной школы я посещал в этой замечательной стране. Затем, уже в возрасте 40 лет мне пришлось по линии МИДа побывать на Острове Свободы — жемчужине Карибского моря, в качестве дипломата. Это дало мне возможность подвести итоги десятилетий социалистического правления в стране.

Отец работал в аппарате Че Гевара, когда тот был министром тяжелой промышленности и позже, когда возглавил Центробанк. Я хорошо помню, как Че Гевара приходил в нашу квартиру в гостинице Националь (затем нас перевели в гостиницу Сьерра Маэстро). Целью визита было то, что непосредственный руководитель моего отца пришёл проверять условия его жизни.

Че Гевара любил курить сигары, как было принято среди кубинских руководителей, не глядя на всё увеличивающийся пепел на конце. Пепельницы как таковые, хоть и были в лучшей в ту пору гостинице Карибского бассейна, но обращать внимание на мелочи, когда за окном первая революция в Западном полушарии, да ещё социалистическая, не пристало лидерам международного рабочего и коммунистического движения. Иногда этот пепел падал под ноги сидящего, но всегда — на драгоценные персидские ковры.

Отец с улыбкой говорил: «Не обращай внимание на такие мелочи, ведь на дворе — величайшая революция на Земле, и у нас дома — её лидер». Перед уходом Че Гевара на прощанье вытащил из патронтажа на поясе патрон от чешского пистолета-пулемёта и подарил мне, весело похлопав меня по плечу и взъерошив мою причёску. Не с такими длинными волосами, как у него.

Флёр романтизма Кубинской революции был заложен 26 июля 1953 года в городе Сантьяго-де-Куба, когда молодой студент Гаванского университета Фидель Кастро с группой единомышленников пошел на громкий, рассчитанный на международный резонанс акт — вооруженное нападение на арсенал-казарму во втором по значению городе страны.

Тогда Фидель был лидером молодежного движения христианско-демократической направленности, получившего название Движения столетия. В 1953 году исполнялось 100 лет основателю кубинского государства Хосе Марти. Один из родственников последнего — архиепископ Гаваны, однажды сказал мне, что 26 июля 1953 года, когда неудавшаяся попытка захвата арсенала стала достоянием мировой общественности, произошло преобразование Фиделя из лево-радикального христианского демократа, последователя учения основателей христианского социализма, в марксиста.

Уже во время судебного процесса осенью 1953 года (ради этого процесса всё и затевалось) были произнесены слова, ставшие девизом не только революции года, но и всех процессов в Западном полушарии: «История меня оправдает». Я хотел бы поговорить всерьёз о том, насколько история действительно оправдает лидера Кубинской революции.

Мой коллега — профессор Кубинского университета, известный историк, написавший более 10 монографий, сказал мне: «Для обычных людей нормально, что они меняются на протяжении жизни. Стабильными взглядами, застывшими как в гипсе, обладают только диктаторы».

Я вспоминаю Сталина, который тоже сказал, что история его оправдает, а ветер перемен сдует мусор и листья с его могилы, сохранятся только добрые дела: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её».

Фмдель Кастро и его ближайшее окружение — люди большой веры в успех своих социалистических преобразований. Достаточно посетить Музей Революции в Гаване, чтобы наглядно увидеть, что Кубинская революция — самая мирная, тихая, романтическая и красивая из подобных, социалистических. Хотя должен сказать, что объявление о том, что она — социалистическая, пришло только в январе-феврале 1960 года уже после выступления Фиделя Кастро в ООН, где он громогласно заявил по-английски: «Я вам ещё раз объявляю: я не марксист».

Президент США Дуайт Эйзенхауэр отказал Кубе в закупках кубинского сахара, чем нанес непоправимый ущерб Кубинской революции, пояснив в кулуарах, что такой акт со стороны американцев — начало репрессий против нового кубинского руководства, следствие широкомасштабной национализации заводов по переработке сахарного тростника, основная часть которых принадлежала американским гражданам.

Последующие события после разрыва отношений с Америкой известны в России детально. Мы знаем, сколько раз А. Микоян побывал в Гаване и что говорил Кастро Хрущеву о неуважительных высказываниях последнего в адрес советской творческой интеллигенции. Как ни странно, Кастро защищал советских художников и писателей от нападок советской агитпропаганды.

Кубинская революция была совершена красиво, преподнесена красиво, и её ареол просуществовал не менее 10 лет как в Западном полушарии, так и в Европе. Между тем, ни одна из поставленных задач не была выполнена. В первую очередь, экономическое положение на Кубе — вероятно, одно из самых плачевных среди социалистических стран (участников СЭВ).

12-миллионное население Кубы, проживающее на территории, где располагаются несметные природно-минеральные и климатические ресурсы, где есть огромные возможности для развития сельского хозяйства, находится в состоянии полного недоумения по поводу обещаний, которые были провозглашены 26 июля 1953 года и закреплены впоследствии во всех кубинских декларациях.

А была ли Кубинская революция?
Кубинцы протестуют

Я слушал последнее выступление Фиделя в Лиссабоне, которое длилось 9 часов. Моё впечатление от кубинских лидеров и их действий не оставляет сомнение: через 100 лет Кубинская революция, наконец, победит. Империализм умрет в своей постели. Вот тогда-то и можно будет сказать, что история его оправдает.

Даже если бы на острове не было таких природных богатств, одних разведанных запасов никеля — 40% от общемировых, хватило бы, чтобы каждый кубинец имел уровень жизни сопоставимый с жителями Кувейта. Что же произошло с Кубинской революцией помимо того эмбарго, который США ввели против Кубы? А, может быть, революции вовсе не было?

Революция, конечно, была. Диктатор Батиста скрылся в соседней Доминиканской республике, увезя всю наличку, хранящуюся в Центробанке Кубы. Но цели и задачи, которые ставила группа революционеров — достичь уровня жизни не ниже, чем в США — к сожалению, достигнуты не были.

Зато начиная с 1993 года руководство вводит законы, запрещающие выезд кубинцев в США и запрещающие им покидать страну.

Замечу, что самое активное лобби, регулярно голосующее за правую республиканскую партию в Америке, — кубинцы-эмигранты, которых не менее 5 миллионов и которые компактно проживают во Флориде.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку