Дальний родственник А.С. Пушкина Алексей Иванович Мусин-Пушкин родился 27 марта 1744 года в родовитой русской дворянской семье. Как подобало отпрыску военного сословия, он окончил артиллерийское училище и служил в армии до 28 лет. А затем отправился в путешествие по Европе, вернулся, и принялся собирать источники по истории России. Эта деятельность послужила становлению исторической науки и осознанию истинной роли страны, которую пытались приуменьшить другие, прозападные силы.
Важнейшим произведением, который А.И. Мусин-Пушкин ввёл в научный оборот, стало «Слово о полку Игореве». Практически сразу после его публикации, осуществлённой в 1800 году, злые языки стали упрекать коллекционера в том, что оно не может быть подлинным — русские-де не настолько высокоразвитый народ, чтобы создать литературу такого уровня. Но это была лишь одна из жемчужин его многочисленной коллекции.
Практически сразу, как Мусин-Пушкин начал проявлять интерес к родной старине, к нему стали стекаться важнейшие документы: летописи, монеты, медали, другие артефакты. Он активно проводил археологические и филологические исследования, и вскоре дилетант был признан величайшим авторитетом в научных кругах.
В 1791 году коллекционер приобрёл часть коллекции другого собирателя и просветителя — Крёкшина, в которой были рукописи князя Кривоборского, патриарха Никона и документы времён Петра I. Чуть позже там же — Лаврентьевскую летопись.
Крёкшин занимал серьёзные должности при Петре I, что позволяло ему быть в курсе дел. Но также чиновнику открыли царские документы и важнейшие архивы, что сделало его знание русской истории всеобъемлющем. Патриот во всеоружии вступил в полемику с историографами Мюллером и Ломоносовым, доказывая национальное, а не внешнее происхождение Руси.
Мусин-Пушкин стал не только владельцем знаменитого архива, но и преемником Крёкшина по части отстаивания исторической правды. Оба получили поддержку Екатерины II, которой их убеждения оказались полезны.
Императрица не только подарила собирателю часть старинных книг и рукописей своей коллекции. Она сделала его обер-прокурором Синода и повелела отсылать ему документы церковных архивов. Вскоре в коллекции Алексея Ивановича оказалось около двух тысяч артефактов, доступ к которым получали Н. М. Карамзин, Н. Н. Бантыш-Каменский и другие учёные. С помощью коллекции Мусина-Пушкина отечественная историография получила возможность узнавать корни и воспитывать патриотов своей страны.
Но практически вся эта коллекция сгорела в пожаре войны 1812 года вместе с архивом исследователя. Сам А.И. Мусин-Пушкин пережил её всего лишь на пять лет и ушёл из жизни в 1817 году. Зато дело его рук осталось — он сумел убедить многих людей в правоте своего взгляда на русскую историю и доказать величие русского народа, создавшего страну и высокую культуру без посторонней помощи.
От посторонней помощи Мусин-Пушкин старался избавить и Академию Художеств, которую он возглавлял до воцарения Павла I. Благодаря его усилиям возродилась и русская живопись, которая могла процветать лишь на национальной почве и под руководством русских профессоров.