Новый анализ ДНК останков представителей загадочного и воинственного племени Авар, правившего большей частью Центральной и Восточной Европы около 1500 лет назад, раскрыл неизвестные подробности брачных союзов кочевников.
Авары, некогда кочевой народ, мигрировали из Центральной Азии в Восточную Европу в VI веке и завоевали значительные территории, включая части современных Венгрии, Румынии и Болгарии. В какой-то момент их грозная империя почти установила контроль над Константинополем.
Новое исследование, опубликованное в журнале Nature, провело анализ ДНК и составило генеалогическое древо аваров на протяжении трёх столетий.
Культура воинов, которая подарила Европе конские стремена, оставила после себя большие захоронения с декоративными гробницами, наполненными оружием, драгоценностями и даже лошадьми. Эксперты изучили 424 скелета на четырёх разных кладбищах Венгрии и узнали подробности быта аваров.
«Больше всего меня удивил такой простой факт, что все эти люди в захоронениях столь тесно между собой связаны — делится впечатлениями соавтор исследования София Рац, научный сотрудник Института археологии при Университете Этвеша Лоранда в Будапеште.
В ходе анализа учёные обнаружили, что ДНК аварских женщин более разнообразная, чем у мужчин. Выяснилось, что мужчин хоронили вместе с их родителями, а вот родителей их жён там нет.
Это наводит экспертов на мысль, что аварская культура была патрилокальной — когда женщины покидали свои общины после вступления в брак и переезжали в общину своего нового мужа или поблизости от неё. Исследование также показывает, что у женщин были общие «степные» генетические корни (от которых произошли авары), а это означает, что они не принадлежали к завоёванным народам.
Обнаружилось, что у аварцев на протяжении жизни могло быть несколько супругов. Звучит шокирующе, но зарегистрировано множество случаев, когда мужчины в одной семье рожали детей от одной и той же партнёрши, включая трёх отцов и сыновей, двух братьев, дядю и племянника.
Аварские мужчины, вероятно, имели больше возможностей полигамии, чем женщины.
«[Обнаружено] два случая, когда у мужчин среднего возраста на момент смерти было несколько партнёрш старшего возраста, что свидетельствует в пользу полигинии (многожёнства), — рассказывает генетик Лара Кэссиди, которая не участвовала в работе. — Большинство же случаев, когда у женщин было несколько партнёров, были очевидными левиратными союзами, в которых вдова выходила замуж за сына или брата покойного».
Другими словами, женщины могли бы выйти замуж за второго мужа только в том случае, если бы овдовели — и, скорее всего, этот мужчина был бы братом или сыном их покойного мужа, чтобы сдержать когда-то данные брачные обещания и родить наследников мужского пола.
Хотя некоторые аварские слова сохранились в латинских и греческих текстах, у аварского народа не было письменности. Поэтому новое исследование даёт важный контекст семейной жизни, гендерной иерархии и брачных практик аварской культуры.
«В некотором смысле, эта модель показывает роль женщин в укреплении сплочённости этого общества, именно роль женщин объединяла отдельные сообщества», — поясняет ведущий автор работы Зузана Хофманова.