11 мая 1881 года появился Манифест о незыблемости самодержавия — первый документ, вышедший при восшествии на престол Александра Третьего. Советские историки заключали, что все последующие катаклизмы и социально-антропологические феномены России были заложены в этом Манифесте.
«Ананасный манифест», как прозвали Манифест о незыблемости самодержавия, получил такое название не потому, что в России не знали об ананасах, а узнали после восшествия на престол Леонида Брежнева, а потому, что его писал Победоносцев и он изобиловал такими оборотами, как «а они на нас — мы на себя, а они на нас».
Речь шла о положении политического груза на плечи самодержца. Беспощадная русская разночинная интеллигенция, в глубине души ненавидящая автора лютой ненавистью за его консерватизм, окрестила Манифест и спустила его в… политическое небытие.
Между тем, документ с политической, даже политико-экономической точки зрения чрезвычайно важен. Это первый основополагающий документ нового этапа самодержавия в лице императора Александра Третьего, правление которого резко отличалось от предыдущего и последующего.
Существует стабильная точка зрения правоведов и политических институционалистов (проф. А. Тесля), утверждающих, что после конвульсирующего, темпераментного и беспокойного периода правления Александра Второго по теории спирали (цикличности) должен был наступить ответ в виде Манифеста.
По мнению правящей элиты (ближайшего окружения нового императора), ни в коем случае нельзя допустить социально-экономических реформ как основы революционных потрясений и угрозы устоям.
Александр Третий был далек от политической жизни. Его отец держал на «коротком поводке» и практически не давал ему пищи для собственного мировоззрения; он практически никогда не приглашался на заседания Совмина, не был главнокомандующим, но всегда — помощником главнокомандующего и начальником императорской гвардии. К реальной политической жизни будущий император не допускался. находился под постоянной опекой человека, заслужившего имидж олицетворения духа, буквы российского самодержавия — Константина Победоносцева.
Одна из знаменитых цитат последнего после покушения на него дома (у него не было охраны, налетчик стрелял прямо в окно и промахнулся): «Меня можно убить, но российское самодержавие будет существовать вечно, потому что оно олицетворяет дух русского народа».
Отдельно по Победоносцеву написано огромное количество исследований. В США существует целая кафедра, занимающаяся только им и считающая, что познав ход мысли этого выдающегося государственного деятеля России, можно понять, почему Россию постигли все последующие события, включая февраль 1917 года и большевистский переворот (как его точно называл Ульянов-Ленин).
Закончилось празднование 9 мая, 80 лет после Победы в войне. Россия торжествует победу над коричневой чумой, которую не без основания считают ответом на реакцию, происходящую в Советской России. Если считать все события в России ответом на вызов, связанный с провозглашением Манифеста, то ответом на события 1917 года было крушение Веймарской республики и приход к власти антиподов — лидеров большевиков.
Я — сторонник умеренного поступательного развития, как отмечено в Евангелии: «… и Вавилон постигнет суд». Напомню, под Вавилоном христиане понимают то скопление материальных и духовных ценностей, которое предшествует Армагеддону.
Манифест Александра Третьего — неординарное событие в политической и экономической жизни России. Это спусковой крючок, давший сигнал взрыву, который очень быстро постигнет человечество.
Если политическая и экономическая жизнь России почти 300 лет шла к отмене крепостного права, то отрезок времени, выделенный на то, чтобы смести с лица Земли все усилия 15 поколений, потребовалось несколько десятков лет.
Все события в политической жизни должны происходить с учетом большинства населения, а не 3-4 камердинеров в спальне императора. Постельничий и ключник всегда будут петь в унисон с первым лицом, а процессы в обществе и экономике произойдут вне зависимости от количества приглашенных гостей на ту или иную церемонию в Грановитой палате.
«Ананасный Манифест» вошел в политическую историю России как то, что называется «клюнул жареный петух». Был дан сигнал к началу масштабного наступления на устои и основы российского государства, хотя в документе было написано обратное.