Англичане уже давно предпочитают не воевать собственными руками. Ярким примером было то, что во Вторую Мировую войну они выставили на поля сражений колониальные войска (индийцев). Однако в IV-VI веках в Средиземноморье они не только воевали самостоятельно, но и делали это как солдаты (наёмники?) византийской армии.
Стало известно, что воины из Британии — англо-саксы, участвовали в обширных византийских военных кампаниях на севере Сирии и в Восточном Средиземноморье в VI веке, сражаясь против Сасанидов. Об этом, по мнению оксфордского профессора Хелен Гиттос, свидетельствуют погребальные принадлежности из Саттон-Ху, Таплоу и Приттлвелля.
- В ходе раскопок в Саттон-Ху (Саффолк) было обнаружено богатое англосаксонское захоронение в виде 27-метрового корабля. Старого моряка сюда упокоили вместе с византийским серебром, очевидно, заслуженным им в походах.
- В Тэплоу (Бакингемшир) лежали останки наездника той поры, одеяния которого были типичными для средиземноморских краёв. а не для местной военной традиции.
- В погребальной камере Приттлвелля (Эссекс) был найден медный кувшин с изображением святой Сергия в медальоне в сасанидском стиле. Ничего подобного не было ни в одном из королевств англо-саксов VI века, которые местная знать образовывала параллельно с тем, как их соплеменники участвовали в заграничных походах.
Воины после походов вернулись назад. и были погребёны с экзотическими предметами, которые никак не могли бы получить в результате торговли. Это малоценные вещи, такие как сасанидские личные печати и серебряные драхмы — те, которые куда больше похожи на довольствие и военные трофеи, чем на предметы роскоши из Средиземноморья, привозимые купцами на Туманный Альбион.
Поскольку доспехи и одежда для верховой езды захороненных англосаксов относилась к той, которую носили на востоке Византии и в Сасанидской империи, вывод напрашивается сам собой. Тем более, что есть свидетельства, как англо-саксы служили под командованием Тиберия II и его преемника Мориса, который записал в своем военном справочнике, как они хорошо сражались «в лесу», служа в мобильных подразделениях византийской армии.
Уже в далёкие времена англо-саксонские воины пытались заниматься с помощью войн глобальной политикой, и стремились в главный узел противоречий, где разыгрывался конфликт между Византией и персами.
Оттуда они привозили не только богатство в виде трофеев и вознаграждения за свой труд, но также высокие технологии. Например, персы научили их использовать битум для облицовки керамики, а греки — применять его в медицине. Не ускользали от внимания варваров и ценные предметы обихода, такие как ароматические масла. Всё это шаг за шагом способствовало осведомлённости анго-саксов и развитию их цивилизации.
Некоторые из «легионеров» привозили из походов предметы с религиозным смыслом. Возможно, часть воинов, как и русские дружинники, превращалась в христиан, но, есть и такая вероятность, для них изображение святых было оберегом с целебной силой или предметом искусства.
О контактах англичан с Византией и о сотрудничестве с ней образованной позднее Британии известно. В частности, Константин Великий в IV веке взял с собой 30’000 британцев-телохранителей в свой новый город Константинополь; когда умер его отец Констанций ему потребовалось занять трон. Эти люди в Византии пользовались особыми привилегиями — в знак своей, им было разрешено согласно традиции носить топоры.
Связи продолжались и англичанам время от времени удавалось подняться высоко к престолу мощнейшей империи. Последние византийские императоры имели в том числе англо-саксонскую кровь (через Анну Савойскую).
Потом, когда Византия пала, англичане совершенно потеряли к ней влечение. В XVIII и XIX веках в британских университетах совершенно не интересовались Восточной Римской империей и презирали византийский греческий язык как развращенную и испорченную форму древнего языка. Лишь когда энтузиасты, в том числе британские (лорд Байрон), образовали Новую Грецию, к ней снова пробудился британский интерес.