Пещера «Куэва Уэнулль 1» с наскальными рисунками в Андах на территории Аргентины известна давно, но только сейчас удалось точно датировать искусство древних обитателей Южной Америки и сделать удивительные открытия.
Пещера, называемая «Куэва Уэнулль 1», расположена в пустыне примерно на высоте 1000 метров над уровнем моря. На её стенах изображено 895 различных рисунков, сгруппированных по 446 мотивам.
Большая часть изображений состоит из геометрических фигур, таких как точки, круги, параллельные линии и многоугольники, окрашенные в красный цвет. Древние люди также рисовали человеческие силуэты и лица, а также силуэты животных, изображая крупных нелетающих птиц, называемых реас и гуанако. Использовали они также белые, жёлтые и чёрные краски.
Однако среди рисунков есть один таинственный узор, похожий на гребень, который люди многократно рисовали на протяжении тысячелетий.
По словам археологов Гваделупе Ромеро Вильянуэва и Рамиро Барберена, которые занимаются изучением древнего творчества пещеры вот уже 10 лет, им повезло, что эти загадочные символы были начертаны чёрной краской, содержащей обожжённую древесину, возможно, кактусов или кустарников.
Поскольку она была изготовлена из растительного материала, они смогли вычислить её возраст с помощью радиоуглеродного датирования.
«Обычно действительно трудно датировать наскальные рисунки, если в них нет органического компонента», — говорит Барберена.
Команде удалось датировать четыре образца, в результате чего выяснилось, что самый старый нарисован 7600 лет назад, а остальные приблизительно 6200, 5600 и 3000 лет назад. Используя статистическое моделирование, исследователи уточнили данные и определили, что первое наскальное изображение в пещере было нарисовано 8200 лет назад.
Тот факт, что одни и те же изображения делались на протяжении тысячелетий, может означать, что люди передавали культурные знания из поколения в поколение, возможно, для сохранения коллективной памяти, предполагают авторы. Вероятно, «Куэва Уэнулль 1» была объектом культуры, к которому люди приходили из века в век.
«Мы думаем, что это было частью обряда по сохранению социальных связей между разрозненными группами, что способствовало повышению устойчивости этих сообществ к очень засушливой местности», — говорит Барберена.
Андрес Тронкосо, археолог из Университета Чили, который не принимал участия в раскопках, согласен с интерпретацией авторов и говорит, что исследование «вносит вклад в дискуссию о том, как люди справлялись с изменением климата в прошлом».
«Удивительно, сколько наскальных рисунков мы там нашли, — рассказывает Ромеро Вильянуэва. — В окрестностях есть несколько памятников наскальной живописи, но ни один из них не обладает таким разнообразием форм и цветов, как здесь. Поэтому, очевидно, что это [пещера] была важным местом общения в прошлом и имело решающее значение для выживания этих обществ».