Кельтская принцесса «Леди Викс», в середине прошлого века обнаруженная археологами в Бургундии, снова стала объектом археологических изысканий. Дело в том, что ценное захоронение, попавшее в орбиту внимания учёных в 1953 году, в силу технических возможностей того времени не было достаточно изучено прежде. Но сегодня оно доступно для исследования новейшими археологическими методами и открыто публичному доступу.
33-метровое в диаметре и 6-8 метровое в высоте захоронение «Леди Викс» датируется концом Железного века — как минимум 500 годом до Р.Х. Дама тридцати-тридцати пяти лет от роду была представительницей высшей знати — то ли жрицей, то ли принцессой (точнее её социальный статус определить не удалось). Вывод о высоком происхождении был сделан учёными исходя из количества и качества найденных при ней украшений.
Сами останки за время захоронения потеряли органическую основу, остался лишь металлический каркас гробницы с намёком на то, что усопшая была отправлена в свой последний путь на колеснице. В фокусе зрения учёных находился золотой кельтский предмет, концы которого украшены крылатыми лошадьми на замысловатых филигранных пьедесталах. Этот гигантский монумент снабжен львиными лапами, и в целом вдохновлён этрусским, скифским или ближневосточным типом изображения зверей. Кстати, помимо кельтских предметов, в могилу были положены и импортные вещи — прибалтийский янтарь и кратеры и сосуды для вина, привезённые кельтами из Греции и Италии (под последними понимается этрусское искусство), что свидетельствует о богатых связях кельтов с другими народами.
Помимо «Леди Викс» в бургундской деревне есть ещё пять неизученных захоронений; здесь ранее располагался центр кельтской жизни, один из крупнейших центров, обнаруженных в Европе (наряду с кельтскими захоронениями в Хохдорфе (Германии), Швейцарии и французском Лавау). Бургундские захоронения были разрушены в Средние Века, но, по счастью, не были разграблены.
Сегодня археологи делают попытку восстановить детали жизни «кельтской принцессы» с помощью современных методов исследования: стратиграфии, металлоискателей, дронов, 3D-моделирования и фотограмметрии. Это позволит понять архитектуру погребения, исследовать остатки генетических материалов и одежд, а также вина.