Я убедился в том, что есть правда на Земле, выяснив, что всех творческих людей нашей страны защищает законодательство по авторским правам и защите прав интеллектуальной собственности. Однако век живи — век учись.
Сегодня мы присутствовали на конференции «Интеллектуальная собственность 2020», организованной агентством «Событие», где лучшие специалисты в этой области и авторы ряда законодательных норм говорили следующее: законы и нормы почти всегда хороши, а правоприменительная практика — совсем другая «песня».
И законов в России вроде бы достаточно, и организаций, призванных их проводить в жизнь, целых семь, но почему-то авторы всё время чем-то недовольны: то отсутствием должных авторских выплат, то процедурой их назначения, то заявительным характером прав на контент, что приводит к присвоению авторских выплат или их отчуждению в пользу государства.
На вопрос редакции «Э-Вести» о том, может ли автор исходить в своих требованиях добиться авторских выплат за свою интеллектуальную собственность через обращение с требованием поиска по его имени необходимого контента в соответствующее учреждение, ответ был самым загадочным из возможных.
Он таков: пока в России не будет такой организации, которая существует в США (копирайт-офис при библиотеке Белого дома), где хранится всё мыслимое и немыслимое созданное человеком, то автору придётся туго.
Известно, что все вышеназванные организации, начиная от Российского Авторского Общества (РАО) и кончая Роспатентом, имеют доступ к сверхмощным банкам данных, которые в современном блокчейне известны как бигдата, «цифровые облака», но тип хранения данных и сам подход к авторским правам подразумевает, чтобы учёт вёлся исходя из контента (перечня конкретных произведений и прав на них), а не автора. Хотя именно последний — создатель, является основным объектом защиты авторских прав, ради которого она и осуществляется.
Главный итог сегодняшней встречи состоит в том, что в России наметилась чрезвычайно творческая дискуссия как в экспертном сообществе, так и в обществе как таковом. В законодательстве уже идёт закрепление некоторых трендов на тему о том, что права авторов в России должны быть так же защищены, как они защищены в других странах. Тем более, что Россия является членом ВОИС и подписала соглашение ГАТС. Одним из апологетов этой точки зрения является проф. Иван Близнец, активный участник конференции. Он верит в то, что через некоторое время права автора будут доминировать.
Участники встречи цитировали документы ГАТС и ТРИПС, но в своих решениях российские суды не очень интересуются международными нормами. Единственная организация, позиции которой сколько-нибудь учитываются в российском судопроизводстве — это ВОИС.