В марте 1917 года министр иностранных дел России Павел Милюков ещё вёл переговоры с английским послом сэром Дж. Бьюкененом о том, чтобы тот поскорее забрал отрекшегося от престола русского царя Николая II с семьёй в Великобританию, где кузен — король Англии Георг V, обещал её приютить «на время войны». Временному правительству очень хотелось отправить свергнутого царя как можно дальше, и оно еле вырвало у англичан согласие для приёма царя.
Павел Милюков был оппонентом и даже врагом царственной четы. Ряд его действий, а также пламенное выступление на заседании Думы 1 ноября 1916 года настолько способствовали расшатыванию трона, что монархисты приговорили его к смерти за участие в свержении самодержавия и, как следствие, последующем убийстве царя.
Офицеры Петр Шабельский-Борк и Сергей Таборицкий 28 марта 1922 года стреляли в Милюкова в Берлинской филармонии, и едва не убили (приговорённого закрыл собой В.Д. Набоков), а суд истории вынес ему свой строгий приговор — судьбу изгнанника.
Роль Георга V в этих событиях вызывает пока вопросы. То ли он «сдал» кузена из внутриполитической расстановки сил, то ли и вовсе был организатором переворота в России — понимание этого могло бы на многое сегодня происходящее в мире пролить свет, но оно ещё впереди.
Царь Николай и король Георг V были известны тем, что выглядели необычайно похожими и поддерживали тесную дружбу. Матерью Георга V была Александра, принцесса Уэльская, сестра матери Николая Дагмар Датской. Родство имелось и по линии императрицы: Александра Федоровна — принцесса Алиса Гессенская, была любимой внучкой британской королевы Виктории.
Хотя с тех пор минуло более 100 лет, поиск виновников трагического происшествия продолжает будоражить умы. Даже в Великобритании возникла новая волна интереса к гибели русского царя после выхода нового фильма «Корона» (The Crown), в котором британский монарх предстаёт безусловным предателем своего двоюродного брата.
Сцена из фильма сделана просто и со вкусом. «Британское правительство готово послать корабль для спасения свергнутых Романовых, — пишет королю бывший в ту эпоху премьер-министром Дэвид Ллойд Джордж, – если Его Величество согласится». Король передает письмо за столом своей жене королеве Марии, которая после минутного раздумья отрицательно качает головой. «Возможно, тот, кто это сделает, затем пожалеет», — говорит она своему мужу. В результате корабль не отправлен, и судьба Романовых предрешена.
В момент упомянутого письма царская семья уже покинула дворец, но ещё не отправилась в Екатеринбург — дом, где жил военный инженер Николай Николаевич Ипатьев. Это был последний шанс её спасти.
Высылка русского монарха могла бы сохранить ему жизнь и многим казалась хорошим ходом. Вот только обещание принять её в Великобритании было отозвано по неизвестным до сих пор причинам через пару недель.
«События последней недели чрезвычайно огорчили меня, — передавал Георг кузену через главу Британской военной миссии генерала сэра Джона Ханбери Вильямса 17 марта, — Мои мысли постоянно с тобой. Я навсегда останусь твоим истинным и преданным другом, каким и был всегда».
Прошло 15 месяцев. После того как в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге вся семья Николая II была расстреляна, король Англии констатирует с оттенком грусти: «Ах, эти бедные невинные дети!».
Сценарист «Короны» Питер Морган уверяет, что раскопал в источниках множество исторических фактов, которые королевская семья предпочла бы забыть. Фильм точен с исторической точки зрения и стал хорошим «подарком» новому королю. Так откровенно Виндзоров ещё никто в их стране не обвинял в предательстве Николая II.
Были и другие монархи (например, Альфонс III в Испании), предлагавшие свою помощь в предоставлении убежища последнему монарху России, но поскольку кроме Великобритании никто не мог вывезти царскую семью из страны, именно Георг считается тем, кто предал «невинных детей», оставил их в лапах большевиков и позволил погибнуть.
Существует версия, её сегодня вспоминает британский журнал Independent, что прибытие в страну непопулярного царя — виновника Кровавого воскресенья 1905 года, могло бы снизить рейтинг самого короля. По этой причине ему было отказано в убежище со стороны Норвегии, Швеции, Франции и Швейцарии, того же испугались и англичане.
Есть и другая версия, которую даёт историк Оуен Меттьюс на страницах журнала The Telegraph: «То, что мы видим в фильме — правда с поправкой на то, что решение не спасать Романовых на самом деле было принято не в одно мгновение за завтраком в Сандрингеме, а в течение мучительных недель в начале 1917 года. Тогда британские дипломаты в Петрограде отчаянно призывали британское правительство действовать, но Ллойд Джордж колебался, а первоначальная решимость короля Георга спасти Николая II была погребена под лавой тревожной информации, которую ему «скормил» личный секретарь лорд Стэмфордхэм».
Всё это происходило в эпоху лейбористского правительства в Великобритании, и глава кабинета горячо поздравил с победой революции своих русских коллег из Временного правительства. «Вы оказали неоценимую услугу общему делу, во имя которого объединились все народы», — написал он в Петербург относительно свержения самодержавия в России.
Когда личное послание Георга V двоюродному брату от 17 марта просочилось в прессу, оно вызвало шквал обвинений со стороны депутатов-лейбористов в том, что монарх пытается вопреки Конституции вмешаться, чтобы заставить правительство действовать ради спасения члена семьи. Тогда партия сторонников русского царя (одним из наиболее последовательных был генерал сэр Джон Ханбери Вильямс) потерпела поражение перед агрессивной кампанией в британских СМИ, а король лично попросил Ллойд-Джорджа отозвать приглашение русскому царю.
Представитель немецкой династии, только-только сменившей название на английское «Виндзоры», не стал рисковать короной, спасая семью двоюродного брата. Надо отдать должное премьеру-лейбористу, он взял вину на себя и закрыл архивы на 50 лет, что и позволяло долгое время пенять на коварное окружение британского короля.
«Боюсь, уже слишком поздно», — сказал Павел Милюков, получив приглашение в Великобританию для царя 20 марта 1917 года. К тому моменту призывы отдать его под суд от набиравшего силу Петроградского совета рабочих и крестьянских депутатов раздавались всё громче — к власти рвались большевики.
Англичане сегодня могут сколько угодно рассуждать о том, мог бы спасти царя отправленный в Мурманск британский корабль или нет — но он не был отправлен. Можно пытаться найти объяснения поведению Виндзоров, но они звучат неубедительно. В конце концов, Николая были готовы принять Испания или Дания, ему и его семье было не обязательно ехать в Букингемский дворец.
Факт, что лично Георг V отправил двоюродного брата «на эшафот», сомнению даже в Великобритании уже не подлежит. Осталось лишь понять истинные причины его жестокого поступка, который привёл к уничтожению прямой ветви Романовых.