В Эпоху Просвещения, когда творили Монтескье, Дидро, Вольтер, Руссо и Пеньяфлорида, по всей Европе разнеслась весть о том, что общество «прозрело». И это «прозрение» светочи Высокого Просвещения связывали с библиотеками, развитие которых достигло тогда своего апогея. Библиотеки, в свою очередь, связывались с именами могущественных покровителей, и умножали их репутацию и авторитет.
Сегодня размер крупнейших библиотек свидетельствует о культурных амбициях страны. Крупнейшей библиотекой мира является Библиотека Конгресса США в Вашингтоне, насчитывающая более 144.5 млн документов, в том числе 21.8 млн книг. Коллекция Британской библиотеки состоит из 150 миллионов единиц хранения, а совокупный книжный фонд двух российских национальных библиотек достигает 32.5 млн томов.
По данным Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, старейшей библиотекой в мире, которая до сих пор действует, является библиотека Аль-Карауийин в Фесе в Марокко. Однако места систематического хранения книг известны со времён шумеров и ассирийцев, хранивших клинописные таблички. В Ниневии археологи нашли в части дворца ассирийских царей, где содержались 22 тысячи глиняных табличек, приписанных к библиотеке и архиву дворца.
Библиотеки были ещё в Древнем Египте, в «домах жизни», расположенных вблизи храмов. Это было не просто местом хранения книг, но и распространением знаний. Здесь работали библиотекари-преподаватели, курсы которых были известны, в том числе и за пределами страны. Но самая знаменитая библиотека Египта возникла в эпоху Птолемеев в III веке до нашей эры — Александрийская библиотека. С целью укрепления своей власти и авторитета, правители страны брали на себя затраты на покупку или копирование книг и хранение египетских папирусов.
В Греции предание приписывает открытие первой библиотеки в Афинах Писистратиду, однако дополнинно известно, что крупнейшая из них возникла в IV век до н. э. в Гераклее, где тиран Клеарх стремился упрочить своё влияние за счёт удовлетворения образовательных нужд.
Библиотека как место просвещения стяжала славу Греции во всём мире, и весь мир вместе с греческим словом позаимствовал здесь принцип библиотек.
Замечательные библиотеки формировались вокруг Ликея и Академии, затем эту традицию переняли в Риме, где они создавали политикам престиж. Лукулл установил одну в своем саду, Юлий Цезарь хотел с союзником Азинием Поллионом в 39 году до н.э. основал публичную библиотеку на горе Авентин, рядом с Храмом Свободы. Если во времена Республики в Риме было 3 большие библиотеки, то при империи их число выросло в 100 раз, и многие из них были интегрированы в банные комплексы, руины которых впечатляют туристов.
Удивительные библиотеки и поныне археологи находят по всему миру. Так, в Эквадоре обнаружилась библиотека, проникнуть в которую можно было только с помощью местного населения через лаз по дну реки. Посетителю приходилось войти в тунель, ведущий к пещере, где располагалась библиотека неизвестной цивилизации. Книги-письмена были начертаны на золотых таблицах размером с человеческий рост, причём сплавы металлов говорят о том, что такой технологии на Земле никогда не существовало.
Библиотеки — это не раздаточные пункты беспплатной еды, но источники знаний о цивилизации. Знание обеспечивает поддержание и усиление власти, которая с его помощью создаёт и воссоздаёт «поля», где возможно её применение, утверждал Мишель Фуко.
В России принято решение о том, чтобы библиотеки стали не просто хранилищами книг, а мультимедийными центрами. Об этом мечтали ещё Платон, Сократ, Аристотель. Мир шёл к этому на всём протяжении существования библиотек.
На днях Испания вспоминала день Альгамбрского Эдикта, согласно которому Фердинанд и Изабелла приняли решение о том, что Испания должна стать великой державой и империей. Первым шагом к этому иудеи и мусульмане должны быть изгнаны из Испании, но должны оставить свои библиотеки и культурные центры. Таким образом, средневековая Испания вестготов должна поднять цивилизационный уровень и получить доступ к знаниям.
Российская власть обратила свой взор в сторону молодого поколения. Президент выступил с требованием освободить школы от неусыпного чрезмерного контроля. Первый шаг — сокращение объёма контрольных работ и тестирования.
Домашние задания для школьников урезаны вдвое. В ряде регионов раздаются сигналы о полной отмене домашнего задания, перекладывая на учителя весь груз ответственности за получение знаний школьниками. Библиотеки, хотя и создаются волей политиков, превращаются в основной источник знаний, не зависящий от них.
Я работаю в одной из лучших библиотек Москвы и могу свидетельствовать, что библиотечные работники умеют работать с программами мультимедии. Они умело организуют лекции по профилям своих библиотек, имея колоссальный опыт департамента культуры Москвы и минкульта РФ.
Библиотеки в условиях нового этапа развития общества получают новое дыхание. Это открытое окно в цивилизацию, откуда веют ветра, принося свежий воздух знаний, света и добра.
В печати мы наблюдаем большую дискуссию о роли и месте современных библиотек в больших городах, где подчёркивается рост посещений ранее мало посещаемых читательных залов. Только в Москве за последние полгода прирост читателей составил до 5 миллионов. Речь идёт о людях, клоторые никогда не ходили в библиотеки, но стали заядлыми книгочеями и просиживают в библиотеках целые дни.
Это явление — стремление общества искать способ получения знаний в непростом конвульсирующем мире. Жизнь станет не сегодня-завтра лучше благодаря библиотекам и знаниям вообще.