Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое отмечают 2.5 миллиарда людей на Земле, имеет короткую и одновременно длинную историю. Постараюсь объяснить это противоречие.
С одной стороны, событие под названием «Благовещение Пресвятой Девы Марии» указано только в Евангелии от Луки. С другой стороны, 25 марта (7 апреля) отмечается католической церковью как необыкновенно значительный из двунадесятых праздников.
Благовещение Пресвятой Девы Марии — праздник одновременно отмечающий скорое рождение и Христа, и Иоанна Предтечи. Ангел объявляет Захарии, что его жена Елисавета, родственница Марии, несмотря на свой преклонный возраст, находится на шестом месяце беременности Иоанном Крестителем.
Благодаря этому празднику — Благой Вести, принедённой Богородице архангелом Гавриилом новости о том, что она станет родительницей Бога, мы узнаем впервые о том, что Господь имеет женское начало, неотделимое от матери. Его мать — жительница города Назарет и одновременно близкая родственница Елизаветы, а Иоанн Предтеча одновременно и брат Всевышего.
История с празднованием Благой Вести, принесённой Пресвятой Деве Марии, имеет ещё и земные краски. В этот день произошла масса других светских и общественных событий, в частности, 25 марта 421 года была основана Венеция.
Датой основания города считается освящение церкви Сан-Джакомето на берегу Большого канала. Удивительно, что главным святым покровителем Венеции является Святой Марк, а Богородицы нет и среди перечня 25 святых покровителей города. Здесь нет и храма, который был бы всецело посвящён событию, в день которого произошло основание Венеции.
Как же была основана «царица Адриатики»? Всё началось с того, что части готских племён, скрываясь от наступления противника — жителей пустынных пространств севера Италии, создали первый укреплённый район. Бухта оказалась очень удобной как для строительства судов, оставляя возможность как бежать на противоположную сторону Средиземного моря в Африку, так и охранять поселение со стороны моря в спокойное время.
Зайти в бухту можно было только через один проход, который согласно фортификационному замыслу был очень удобен для оборонительных укреплений, сделавших Венецию практически непреступной для иноземных морских захватчиков.
Венеция с раннего Средневековья до 18 века является священной республикой — самым сильным городов во всём Средиземноморье, стяжавшим славу самого сильного морского государства в истории Европы.
Начало могущества Венецианской республики связывают с наукой. Именно искусство инженеров и знания строительства судоверфей превращают это поначалу маленькое государственное образование Севера Италии в могущественную империю, способную соперничать как с Оттоманской Портой, так и со всем исламским миром вплоть до Вестфальского мира.
История создания Венеции как могущественного морского государства связывается с удивительной географией и с тем, что в настоящее время называют удачным географическим расположением. Сами морские берега и рельеф прибрежной зоны продиктовали удивительную архитектуру, а затем и технологию создания знаменитого венецианского флота.
Впервые с истории судостроения именно в Венеции было налажено циклическая поэтапное строительство судов крупнотоннажного водоизмещения. В начале строительной цепочки закладывался сам каркас судна, прежде всего его килевая часть, а затем по методу русской матрешки «на скелет» нанизались прочие атрибуты, аксессуары и детали. В самом конце цепочки устанавливались мачты и рулевой механизм.
Нигде никогда, начиная с эпохи Первого царства, не применялись многоцеховые строительные работы при создании судов. Они всегда делались одномоментно в одном месте, в одно время, одними и теми же специалистами по одним и тем же чертежам.
Такой способ, какой стал применяться в Венеции практически сразу после прихода на ум руководителям Венецианской республики, отражал идею, что только выход в море и мировая морская экспансия дадут гарантированное могущество государству на рубеже 12-13 веков.
В это время началось строительство доков и судоверфей в самой Венеции. Город становится первым местом по производству крупнотоннажных судов. Здесь впервые стали производиться галеры, галеоны и другие типы судов в 13-18 веках. Практически все суда, способные преодолевать большие расстояния Средиземного моря, производились в Венеции.
Не было бы этих инноваций, мы не отмечали бы 25 марта и ещё один праздник, установленный ООН — Международный день памяти жертв рабства и трансатлантической работорговли. В этот день вспоминается, что мировая торговля рабами начинается также здесь, в Венеции.
Если бы не развитие судостроения, начатое здесь, венецианские сателлиты — Испания, Португалия, Голландия и Англия не смогли бы быть такими мощными поставщиками в больших объёмах крупной рабочей силы из заморских территорий. Главным образом, Африки, Азии и Тихоокеанского региона.
Праздник Благовещения — напоминание нам о том, что самый главный праздник света, радости и крепости духа, впервые отмеченный в Евангелии от Луки, не даёт нам забыть и о земных бедах, которые всегда будут превозмогаться и отходить на второй план благодаря силы Веры, которую нам призван давать этот день. Рабство — это отсутствие любви к ближнему и свободы выбора, тех самых доказательств Божией заботы о людях, которую Он показал в день Благовещения.