Борьба с контрафактом на данный момент интересует всё население России, от главы правительства до рядового потребителя. С одной стороны, контрафакт обесценивает меры господдержки и делает неприменимыми на практике любые меры госрегулирования. С другой — он зачастую угрожает здоровью потребителю. Также он мешает отдельным компаниям планировать свой сбыт и производство, хотя подделка может осуществляться и на самих заводах-изготовителях. Эксперты VI Международного форума «Антиконтракт 2018» сошлись мнении, что всем необходим мониторинг и комплекс мер, применимый не только в России, но и на всей территории Евразийского Союза.
По мнению Министра промышленности и торговли России Д.В. Мантурова, бороться с контрафактом можно только изменением ментальности потребителя. «Основная задача – изменить представления о том, какую продукцию надо покупать. Здесь у нас есть механизмы и решения. В частности, Роскачество. Мы возродили Знак качества… Это проведение исследований по широкому ассортименту товаров; было уже проверено около 4000 наименований товаров. Причём после проверок наблюдался рост продаж победивших наименований, соответствующих стандартам, на 40%. У нас именно сами производители борются за внедрение системы маркировки, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество. А мы параллельно боремся, чтобы обеспечить дополнительное обременение производителям контрафакта. Кстати, это решение не только нашей страны, но во Франции, Испании и Германии такие институты существуют давно», — пояснил Денис Валентинович.
Министр Финансов Антон Германович Силуанов убеждён, что победа над контрафактом гарантируется внедрением всеобщей маркировки: «Когда мы технологически сможем всю продукцию промаркировать и обеспечить 100% применение технологии в рознице, проблем с контрафактом не будет. Проблему, которая у нас есть в силу технологического отставания, нужно решать именно таким образом. Конечно, введение системы маркировки требует себестоимости. Любая компания должна произвести траты на закупку оборудования и его внедрения, но эти затраты окупаются», — рассказал он.
Однако, по мнению Сергея Юрьевича Глазьева, этих мер не будет достаточно для борьбы с контрафактом. «Все нововведения (экспортный комплаенс, маркировка) будут способствовать улучшению ситуации, — сказал он, — но в целом наша система технического регулирования работает крайне плохо. Государство не справляется с обеспечением безопасности выпускаемой продукции».
Государство, по словам С.Ю. Глазьева, фактически занимается имитацией борьбы с контрафактом: нет ответственности за проводимые испытания, за сертификаты безопасности продукции. Десятки коммерческих компаний занимаются экспертизой, руководствуясь исключительно собственными интересами. С точки зрения эксперта, для радикального решения вопроса с контрафактом надо:
- Внедрить систему ответственности всех участников рынка, органов сертификации продукции и аккредитованных лиц.
- Совместить систему сертификации в рамках Евразийского Союза и передать её в ведение комиссии. За основу нужно брать общие правила.
- Необходимо ввести персональную ответственность за сертификацию.
- Нужно провести информирование о товарах, не подтвердивших сертификацию.
- Государство должно взять в свои руки, и не должно коммерциализировать, функции контроля за товарами.
- Необходимо разрешить сертификацию компаниям с госучастием и в качестве образца создать государственную лабораторию.
- Необходимо усиление институтов общественного контроля.