Прошло уже более ста лет, как в 1912 году был найден культовый бюст царицы Нефертити, но мир продолжает спорить о том, кому должно принадлежать это произведение неподвластной времени красоты.
«Раскрашенный бюст царицы в натуральную величину, высотой 47 см. В голубом парике с плоской стрижкой, который также наполовину перевязан лентой», — записал египтолог Людвиг Борхардт в своём дневнике 6 декабря 1912 года. —Работа совершенно исключительная. Описание бесполезно, его нужно увидеть».
Находкой, которую немецкий египтолог оценил непередаваемо исключительной, был знаменитый бюст Нефертити из известняка и лепнины, бывшей царицы Египта и жены фараона Эхнатона, правившего в 14 веке до нашей эры.
Но то, что 112 лет назад началось с глубокого восхищения красотой полуметровой скульптуры в дневнике Борхардта, быстро превратилось в археологический скандал на века, вызвавший вопросы о владельце и его репатриации даже сейчас.
Спор разгорелся ещё во время раскопок древнего города Ахетатон на Ниле, который привлёк внимание Борхардта и европейского археологического сообщества на рубеже веков как столица, построенная при Эхнатоне после того, как он сосредоточил духовную жизнь своего царства на единственном боге, Атоне.
В 1911 году Борхардт заручился поддержкой Джеймса Саймона, богатого коллекционера произведений искусства, основавшего Немецкое общество востоковедения, для финансирования раскопок на месте, где зародился атонизм — возможно, первая в мире монотеистическая религия.
Предыдущие экспедиции уже полностью нанесли древний город на карту. Но вскоре Борхардт и его команда сосредоточили свое внимание на скромной, до сих пор не исследованной мастерской, принадлежавшей скульптору Тутмосу.
В тот день, когда археологи нашли бюст Нефертити, в лагере учёных гостили саксонские аристократы. Поэтому Борхардт метался между своими почётными гостями и раскопками. Внезапно Герман Ранке, другой египтолог, сообщает ему, что «вскрылось что-то многообещающее».
Когда Борхардт подошёл к мастерской Тутмоса, «инструменты были отложены в сторону, и теперь надо было работать руками, — писал он. — Потребовалось значительное количество времени, прежде чем все изделие было полностью очищено от грязи и обломков».
После того, как грязь была счищена, вспоминал он: «В наших руках оказалось самое реалистичное египетское произведение искусства».
Безусловно, немцы хотели оставить бюст Нефертити своим. Согласно полученной лицензии на раскопки, немецкие археологи поделились находками с египетскими властями, «как это было принято в то время», — писал Курт Г. Зир в книге «Империализм, искусство и реституция».
Однако законность и этичность этой сделки долгое время оспаривались. В 2009 году немецкий журнал Шпигель получил документы о сделке 1913 года на немецком языке и сделал вывод, что Борхардт «хотел оставить бюст за нами». Как пишет журналист, египтолог показал египтянам невзрачную фотографию бюста и держал ящик в тускло освещённой комнате, чтобы преуменьшить его важность.
В этом ящике Нефертити и отправилась в Германию, а Джеймс Саймон завладел им. Позже, в 1920 году, он передал бюст в дар государственным музеям Берлина.
Если не считать того, что во время Второй мировой войны бюст был помещён на хранение в соляную шахту в Тюрингии, он более или менее сохранился с момента его открытия в 1923 году. Но это не прекратило дискуссию о том, кому по праву должен принадлежать бюст Нефертити.
Берлинский Neues Museum, в котором сейчас находится бюст, утверждает, что сделка была честной и проводилась в соответствии с обычаями начала 20-го века. Известный египетский археолог и бывший министр туризма и древностей Египта Захи Хавасс, напротив, утверждает, что бюст «был вывезен из Египта нелегально».
Немцы и египтяне торговались из-за бюста на протяжении всех 1920-х годов. К 1929 году они, казалось, были в шаге от сделки. Но, согласно документам Министерства иностранных дел Великобритании, Адольф Гитлер в конце концов расторг сделку, восхищаясь красотой этого артефакта. В последующие годы Египет предпринимал меры, чтобы заставить Германию вернуть спорный бюст, в том числе отказывал немецким археологам в разрешении на раскопки и предлагал обменять его на другие предметы старины.
Вероятно, притязаниям на бюст Нефертити не будет конца. А пока он стоит в отдельном зале, источая неподвластную времени красоту.