Что говорил Уинстон Черчилль о завтрашнем дне капитализма?

Черчилль о капитализме

Дворян во Франции накануне революции было около 1% (Франсуа Бюш насчитал 0.5%, Жан де Р. Вигерь 1%).  В Англии нобилитет и сегодня составляет менее 1% населения, при этом владея 30% земель страны. В Испании их сегодня — не менее 1.2%, хотя в Кастилии в разные времена она могла доходить до 10% (члены 3’200 семей, из которых премьер-министр Педро Санчес хочет исключить 37 семей франкистов, получивших дворянство во времена диктатора). Иметь большое число богатых людей, не облагающихся налогами — накладно для страны.

Больше, чем в Испании дворян было только в России накануне 1917 года — 1.5% (в XVIII веке их насчитывалось до 3%, доля варьировалась в зависимости от общей численности населения). При этом 95% населения Российской империи составляли крестьяне, а в Испании было не менее 30% мещан (это тоже податное сословие, но свободные горожане — ремесленники, купцы, писари и т.п.).

Почему заканчивалась эра дворянства, разваливались империи и как они могли выживать при капитализме, обеспечивая себе будущее? Самым провидческим, прозорливым даром из всех политических деятелем новой Европы обладал Уинстон Черчилль. Не Робер Шуман, не Конрад Адэнауэр, и даже не Шарль де Голль.

Метис, аристократ, рождённый своей легкомысленной матерью во время очередной party в гардеробе, на огромной меховой шубе одного из гостей.

Что говорил Уинстон Черчилль о завтрашнем дне капитализма?Моя бабушка А.В. Павлова во время работы в Лондоне неоднократно видела как самого Черчилля, так и его супругу Клементину на советских мероприятиях. Жена английского лидера, в отличие от него самого, была поклонницей Сталина и его твёрдой руки. В одном из выпусков журнала «Международная жизнь» приводится подборка статей и материалов, посвященных индивидуальной, отличной от мужа политики Клементины, которая дважды одна приезжала в Москву для поддержания особых отношений с советской верхушкой. До сих пор фигура самого Черчилля, как и супружеской четы, до сих пор малоизучена не только в России, но и в Англии.

30 ноября исполнилось 147 лет до дня рождения У.С. Черчилля — самого выдающегося государственного и политического деятеля XX века. Его теоретическое наследие в религии, философии, государственном строительстве, политических науках, возможно, самый крупный вклад в общецивилизационное наследие сопоставимы лишь с наследием Махатмы Ганди, чьи слова «My life is my message» мы чтим как собственный девиз в этой жизни.

Для поднятия духа я ежедневно читаю сборник Черчилля «Политические портреты современников». Из 25 портретов мне больше всего запомнились из три: Троцкого, Альфонсо XIII и Гитлера.

У. Черчилль с женой Клементиной, сыном Рудольфом и дочерью Сарой
У. Черчилль с женой Клементиной, сыном Рудольфом и дочерью Сарой

Черчилль ненавидел Сталина — видимо, потому что очень хорошо его узнал. Дело в том, что британец не был лукавым хитрецом, но был стратегом. Ему претили мелкотравчатые похабные уловки российских «паханов» — дворовых криминалов. Именно Сталин из уважения к воровскому миру восстановил в России воровской сход и поделил страну на воровские регионы, поставив во главе их людей в восстановленном им статусе «воров в законе».

Сталин — единственный из воровской верхушки большевиков имел склонность к криминалитету дореволюционной поры, хотя к нему имели отношение многие русские большевики, такие как Красин — держатель большевистского общака, который предложил архитектору Константину Мельникову создать саркофаг из платины для вождя. Последнее обстоятельство сделало Мельникова непотопляемым авианосцем в русской архитектуре, где гонениям подвергались все, включая Бориса Иофана. А Мельников имел собственный дом, построенный им самим, в центре Москвы, и стал автором проекта мавзолея Ленина.

Черчилля очень интересовал капитализм как теория и концепция общецивилизационного развития. Он презирал капитализм как форму, но отдавал себе отчёт в том, что ничего совершеннее и чище человечество никогда не изобретёт. Человечеством как коллективом людей движет корысть, а вовсе не стремление к демократии.

Я в своей жизни перечитал 100 самых выдающихся теоретиков капитализма: от Карла Маркса и Поля Лафарга до Хосе Ортеги-и-Гассета, Хосе Мариаса, Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дидро, не говоря уже о Спинозе, Сюррене Обю Кьеркьегоре или Монтескье или Алексисе де Токвилле. Но ответ на вопрос, что такое капитализм и с чем его едят, я узнал из книги друга Эйнштейна Марка Джеммера «Эйнштейн и религия», и из работ У.С. Черчилля.

То ли потому, что мать британского политика была индианка, а отец — британский герцог, то ли его неуёмный характер приводил его к необыкновенным крайностям в его полёте фантазий, но Черчилль упорно до конца жизни изучал опыт строительства империй.  Что-то не давало покоя Черчиллю в истории Испании. Что-то в его душе откликалось и отзывалось сочувствием к павшей Испанской империи, в падении которой была виновата она сама.

Речь пойдёт об экономической истории Испании. Слова Маркса о том, что Испанию погубил золотой крестьянский плуг, никогда никем не объяснялась. Это сделал в новое время Черчилль.

До него писали, что Испания задохнулась от обилия золота. Но что такое задохнуться от золота — так никто и не узнал.

Именно Черчилль, а никто другой спас Франко, когда тот должен был сесть на скамью подсудимых после Второй Мировой войне. Что-то подсказало ему, что надо спасти Франко, чтобы спасти ту Испанию, которая получилась в результате победы Франко в Гражданской войне.

Легенда о письме Черчилля подтверждается историками. Какого-то одного письма не было, было несколько писем, в том числе Сталину и Рузвельту, и одно письмо Франко, где Черчилль косвенно выражает ему поддержку говоря, что реванша за Гибралтар не будет: Англия не будет вторгаться в Испанию, чтобы расширить присутствие на континентальной территории страны, если она не будет претендовать на «Скалу».

Испания действительно «задыхалась от золота» в смысле того, что с 1526 года по 1595 год страна каждые 5 лет получала свой транш в чистом выражении в золотых слитках — золоте самой высокой пробы, в беспрецедентных за всю историю человечества масштабах. Было видно, что когда Черчилль писал об этом, он этим восторгался. Но при этом недоумевал, как Испания могла не вложить эти беспрецедентные золотые приросты в развитие страны, когда маленькая Фландрия, а затем и Голландия, а после и сама Англия со значительно меньшими поступлениями могли вместо войн совершить мануфактурные революции и вырваться вперёд.

С 1531 по 1535 годы Испания получила 1’650’000 песо. 1.5 песо — это бюджет семьи из шести человек на месяц; на 6 песо можно было купить корову. 1’038’000 песо — это 1’754 килограмма золота высокой пробы.

В 1591  — 1595 годах страна получила 35’184’000 песо. За эти годы Испания каждые пять лет получала не менее четырёх, а иногда и 23 миллионов песо.

Весь мир в ту эпоху знал, что в Испании огромные запасы золота, поэтому стране давали кредиты под самые высокие проценты. В 1575 году только перед Венецией у Испании был долг 36 миллионов дукатов — огромный долг, сопоставимый с доходами всей страны за 6 лет. Уже через 100 лет в 1667 году долг Испании вырос до 180 миллионов дукатов (1 дукат — это 3.5 грамма золота, то есть, долг составлял 650 тонн золота).

Хочу напомнить, что в нынешнем исчислении 1 тонна золота — 4.3 миллиарда рублей. Это не просто астрономическая сумма, но немыслимая сумма. Резерв ЕЦБ в 2021 году составлял 5.04 тонны золота.

Весь золотой запас Испании уехал в неизвестном направлении на трёх кораблях из порта Картахены в 1937 году по направлению в Одессу в результате операции, подготовленный резидентом НКВД в Испании Александром Орловым (Лейбой Фельдбиным), скончавшемся в 1960х годах в США. Его могила неизвестна.

Открытие Нового Света произошло при Карле I, но сам Карл и его потомки не собирались вкладывать астрономические суммы в развитие экономики страны, как это делали Англия, Голландия и Франция. Экономику Испании убили возвраты за проценты по уплате за кредиты. Вместо того чтобы развивать экономику, Испания два века вела немыслимые войны в Европе и колониях, а в XVIII веке наступил полный упадок и коллапс.

У. Черчилль
У. Черчилль

Ведение военных конфликтов привело к тому положению, что, по словам Черчилля, в стране стало дорого всё, кроме золота. Здесь не хватало товаров — так много денег было в стране. Единственным выходом, которое видело руководство — воевать со всеми. В Испании были лучшие войска и флот.

Карл I воевал с турками, протестантами во Франции, начинал усмирять фрондирующие Нидерланды и закончил это затяжными войнами в колониях, где не хватало не только обычных товаров, но даже зерна, которое они же и производили. Дошло до того, что Испания закупала пшеницу за чистое золото, чтобы отправлять её в колонии, откуда предполагалось получать зерновые.

Как видите, изучение Черчилля — вещь полезная. За что бы ни брался этот человек — у него получалось всё. Если он в чём-то талантлив, он талантлив во всём.

Я не изучал постулатов политика относительно России, но думаю, что они так же точны и верны, как и оценки развития капитализма в Европе. Верен его прогноз о том, что капитализм — основа европейской демократии. Хоть она весьма несовершенна, но это то лучшее, что заслужила европейская цивилизация.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку