Помните, как в описании дома Онегина, который с таким вниманием изучала влюбленная Татьяна Ларина, есть такие строки: «И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале». На фотографии Вы видите флаконы из нашей домашней коллекции, подобные тем, что описывал А.С. Пушкин. В начале XIX века они прочно вошли в русский дворянский быт и к 1917 году выглядели примерно так.
То ли великий русский поэт описывал подобные косметические принадлежности с упомянутого там же философа П.Я. Чаадаева, то ли с самого себя. Ведь Пушкин тоже был франт, как и полагалось светскому человеку, приближенному ко двору.
«К чему бесплодно спорить с веком?», — вопрошал он, полемизируя с французским философом Жан-Жаком Руссо, и то ли в шутку, то ли всерьёз отстаивая право светского человека на 3-часовые приготовления к вечернему мероприятию и использование им духов.
Да, духи прочно вошли в быт придворной знати, и никакое Просвещение, никакой романтизм не могли отучить людей от того чтобы они благоухали тонкими ароматами, пленяя противоположный пол.
Пленять и соблазнять — это первая и главная функция духов, которая объясняет, почему перед походом в церковь не нужно душиться, равно как и красить губы дамам — обращаясь к духовному началу, не нужно отвлекаться на мирскую суету и греховные мысли.
Известно, что духи были в ходу в Месопотамии, Индии и Китае, но флаконы. тем более предназначенные специально для духов — редкость археологов. Из египетского наследия известен фаянсовый сосуд в виде обезьяны эпохи Нового царства и флакон для духов из травертина с инкрустированной фигурой принцессы. Всё это было сделано около 3.5 тысяч лет назад и с тех пор появилась целая индустрия, в разных странах мира имеющая свои особенности.
Духи некогда входили не только в светскую, но и религиозную жизнь — использовались в отправлении языческих культов.
Бедняга Чаадаев сочетал в себе и глубокую религиозность, и светскость. Он, хоть и был известный франт, но слыл безукоризненно храбрым офицером, интеллектуалом и впоследствии отдал всего себя их общему с Пушкиным делу — борьбе за свободное отечество. Один будоражил общество философскими теориями и напоминал о единых христианских корнях европейской цивилизации, другой — воспевал свободу в стихах.
Обоих соратники не пустили на Сенатскую площадь, что не спасло их положение в свете и не избавило от подозрения в причастности к восстанию декабристов. Оба прожили короткую, полную тревог жизнь и посвятили её России.
Духи Чаадаеву не помогли составить личное счастье. Хотя, даже объявленный сумасшедшим, он вызвал к себе глубокие чувства Авдотьи Норовой, с которой философ так и не вступил в земной брак, но рядом с которой завещал себя похоронить. По описанию, их роман, завершившийся со смертью Авдотьи, напоминал сюжетную линию «Евгения Онегина» — любовь всей жизни была в полной мере осознана после потери возлюбленной.
Духи в хрустальных флаконах возвращаются в моду сегодня, в виде винтажных товаров или делаются на заказ. Возможно, среди их покупателей сегодня тоже есть философы, которые хотели бы сделать красивым свой быт, не теряя при этом красоту мысли. В конце концов, желание любить никому не чуждо, и в этом старейшие помощники — духи.
Вы удивитесь, но ежемесячные доходы крестьян в дореволюционной России 1913 года были таковы (от 60 рублей или по-современному от 90 тысяч рублей в месяц, не считая расходов на еду — урожая на домашнее употребление), что они могли себе позволить купить флакончик духов ценой этак рублей от 1.5 (в современных деньгах около 2’300 тысяч).
Не все, однако, их покупали — в год продавались не миллионы, а несколько сотен тысяч флаконов духов. Крестьянам было не до «изнеженных чувств»…