Сегодня уже мало кто помнит, что в Мексике был император Максимилиан из династии Габсбургов. Не говоря о том, что никто и не знает (никого не интересует) история с Индианой Джонс. Знаменитый сериал с любимцем публики Харрисоном Фордом возродил множество домыслов и гипотез, поскольку изначально замысел авторов сериала был посвятить приключенческий фильм так называемым хрустальным черепам.
Существует легенда о том, что у древних майя было 13 хрустальных черепов, если соединить которые может быть спасена Земля. Археологам ещё предстоит выяснить, для чего они могли использоваться. По некоторым оценкам, возраст черепов составляет от 5 000 до 36 000 лет.
Французский коллекционер антиквариата, личный поставщик двора императора Максимилиана Эжен Бован преподнёс главе мексиканской монархии удивительный артефакт: сделанный из монолитного кварца череп. Он был изготовлен настолько искусно, что до сих пор некоторые утверждают, что и поныне не существует таких точных технических средств, которые позволили бы создать такое совершенное творение.
Но что нынешнему научному сообществу не позволяет признать артефакты (их в настоящее время найдено более 25 по Мезоамерике) — «индейские черепа» естественной реальностью?
- Датировка артефактов, невозможно даже сегодня — не существует точных способов установления, По косвенным данным, «хрустальные черепа» могут датироваться периодом конца IV века до н.э. — н. V н.э. Между тем, скептики утверждают, что это хорошо сделанные подделки, поскольку они не похожи ни на одну из технологий народов, которым они предположительно принадлежат, зато в их составе имеются примеси родом из Бразилии или Мадагаскара.
- Предназначение. Как ни бьются учёные, они не могут ответить на вопрос, для чего были нужны артефакты. Если предназначение ритуальное, то должно быть этому хоть какое-то объяснение. Если они служили для связи с инопланетными цивилизациями (при определенном свете и ракурсе они бликуют и по физическим свойствам вибрируют и реагируют на сверхслабые и сверхсильные световые волны), то как это доказать?
- Черепа были распространённым элементом доколумбовой культуры, но в Мезоамерике черепа почти всегда вырезали из базальта и делали это грубо. До находки ни в одном задокументированном месте археологических раскопок не было найдено хрустальных черепов.
- Отдельные племена из числа ныне живущих, в частности, в Гватемале (потомки племён союза майя) утверждают, они не употребляли для ритуальных нужд кварц по всему ландшафту, где проживали майя: от Юкатана до Гондураса.
Существует гипотеза, согласно Ассоциации астрофизиков Мексики, что черепа появились уже после колонизации Латинской Америки — в XVII веке, и скорее всего, их принадлежность религиозно-научная. По всей видимости, какие-то религиозные сообщества континента обладают научными данными, оставленные им цивилизациями ацтеков, инков и майя по связям с неземными цивилизациями.
Есть предположение, что черепа — ничто иное как некий связующий мост между «продвинутыми» (просвещенными) членами религиозно-научных общин с отдельными «контактерами» инопланетных цивилизаций.
Упоминается трактат Френсиса Митчела Хеджеса 1954 года «Опасность — мой союзник». Это коллекционер, ставший прототипом Индианы Джонс в известном сериале. Он назвал его «черепом судьбы» и писал, что «несколько человек, которые цинично смеялись над ним, умерли, а другие были поражены и серьёзно заболели». Согласно документу, хрустальные черепа — «продвинутый» компьютер, через который в ту и другую сторону передаются сигналы между цивилизациями. Именно его дочь Анна обнаружила первый из черепов в пирамиде майя.
Наличие подобных черепов в коллекциях Музея на набережной Бранли в Париже и Британского музея в Лондоне, казалось, подтверждало культурное значение артефактов. Однако источником артефактов был тот же антиквар Эжен Бован. Он продал череп исследователю Альфонсу Пинару, который, судя по всему, переправил его в другой музей в 1878 году после того, как на Всемирной выставке было отмечено, что «подлинность [черепа] вызывает сомнения».
20 лет спустя, в 1898 году, Британский музей купил череп у компании Tiffany and Co. Ювелирный бренд приобрёл череп напрямую у антиквара вскоре после того, как тот уехал из Мексики в Нью-Йорк после неудачной попытки реализовать хрустальный череп Национальному музею Мексики. Тогда он говорил, что это ацтекский артефакт, найденный на месте археологических раскопок.
Фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», в котором главный герой отправляется на поиски древнего артефакта в Перу, вызвал ещё больший интерес к мифу о хрустальном черепе. Однако исследование, проведённое в 2008 году Смитсоновским институтом, показало, что некоторые хрустальные черепа в натуральную величину являются подделкой викторианской эпохи.
Эксперты института пришли к выводу, что они были изготовлены в середине XIX века или позже, почти наверняка в Европе, в период повышенного интереса к древней культуре. Углубления, обозначающие зубы, были вырезаны с помощью относительно современных ротационных инструментов, возможно, в немецких мастерских Идар-Оберштайна, которые славились изготовлением предметов из кварца.
Совсем недавно в Смитсоновский институт по почте был анонимно отправлен хрустальный череп, предположительно ацтекского происхождения, из коллекции Порфирио Диаса, мексиканского генерала и политика, который семь раз занимал пост президента Мексики в XIXм веке. Было установлено, что череп был вырезан с помощью карбида кремния (SiC), также известного как карборунд, — абразивного материала, который массово производился с 1893 года.
В 1900 году Бобан выступил с лекцией в Париже на Американской конференции по этнографическим наукам, где заявил: «Некоторые так называемые доколумбовы черепа из горного хрусталя были сделаны настолько искусно, что их практически невозможно отличить от настоящих, и их выдавали за подлинные».
Не все черепа ещё исследованы, может получиться, что легенда не так уж фантастична.