Что ждёт российских испанцев в 2022 году?

Дерибасовская

Я задумался о том, что ждёт российских испанцев в 2022 году и задал этот вопрос капеллану — священнику, ведущему евхаристию для испаноязычной диаспоры в России. «Российских испанцев в 2022 году ждёт то же, что в 2021 году», — ответил он мне.

Для многих российские испанцы — явление, напоминающее говорящих на человеческом языке австралопитеков или неандертельцев. Это нечто настолько экзотическое, что ему место в главном музее-паномпикуме в Санкт-Петербурге. Вместе с тем, российскую цивилизацию создавали подчас такие явления.

Михаил Лермонтов (на одну шестую — шотландский виконт), до 19 лет считал себя потомком испанского графа-герцога Лерма и даже собственноручно изобразил свою прабабку в мантилье. Её Ираклий Андроников представлял как главное своё открытие в творчестве второго по величине русского поэта после Пушкина.

Лермонтов ошибался, но испанцы действительно приложили руку к русской истории и культуре. Основатель Одессы (самого большого русского порта на тот момент)  — испанский дворянин Хосе де Рибас (в честь него названа знаменитая Дерибасовская улица), строитель Манежа на Моховой в Москве и более 40 строений в Петербурге — испанец с французскими корнями Августин де Бетанкур, военачальник-сподвижник Кутузова и дипломат Антонио Коронелли происходил из сефардов, но затем пустил корни в Феодосии.

В новейшей истории российско-испанских гуманитарно-культурных отношений наибольшую известность приобрели участие СССР в Гражданской войне в Испании (1936-1939 гг.) и приезд большой группы испанцев в СССР.

Большая часть из приехавших в Россию 5000 человек (3200) были испанскими детьми. Это были члены семей воинов-республиканцев, выступивших против фашизма в Испании. Миф о том, что это были члены семей испанских коммунистов, ложен, как и то, что оказавшиеся в СССР дети заняли привилегированное положение даже по сравнению с политическими иммигрантами, получившими особый статус при Сталине.

Испанские дети получили тройную дозу ужасов и кошмаров за короткую детскую жизнь даже по сравнению с детьми СССР, испытавшими на себе тяготы Гражданской войны, Голодомора, коллективизации и прочих прелестей, сопряженных со становлением того, что советский строй называл «строительством социализма в отдельно взятой стране», завершившимся, как утверждал Сталин, в 1930 году.

Испанские дети оказались в 21 детдоме, они были разбросаны по всей территории Советского Союза. Маленькие семьи (брат и сестра, брат и брат) разбивались, несмотря на родственную и кровную близость, и теряли связь с исторической родиной.

Так мой отец был разлучен с младшим братом, которому он был как отец, хотя братишка захлёбывался от слёз и просил по-испански не понимающих его взрослых дядей не забирать его. Связь между братьями была восстановлена лишь в 1949 году, а до этого в их жизни происходило то, что касалось почти всех «русских», «советских» испанцев.

Испанские дети провели 3-4 года суровой, но комфортной жизни в полувоенных формированиях — специализированных детских домах, до начала войны. Затем в 5 утра 22 июня 1941 года в Одессе рядом с детдомом им. Кирова упала первая бомба, на следующий день администрация детского дома из аргентинских коммунистов бежала, бросив детей на произвол судьбы и отдав их в руки Провидения.

До войны испанские дети не изучали русский язык, не знали советскую жизнь — их готовили к счастливому завтра, построению пролетарского рая на Иберийском полуострове, где им отводилась особая роль — руководителей будущего рая для испанцев. Но реальность, в которую они были погружены в 1941-1949 годах, хорошо описана в ленте «Испанцы» испанского режиссера Карлоса Гарсия, где рассказана страшная история маленьких иностранцев 12-15 лет, брошенных на произвол судьбы, гибнущих от голода и болезней, как они шли, пробиваясь через холодные степи в тёплые края поближе к мирной жизни и пище.

Мой отец — тёмно-русый красавец с голубыми глазами, рано стал сутулым. Он с 12 лет стоял у токарного станка на подставке, так как поначалу не доставал до ручки. Работая по 24 часа в сутки в военных и оборонных цехах, где использовали детский труд в военное время, он вместе со своей группой — остатком детдома, оказался в Москве в 1949 году.

Судьба половины испанских детей неоднозначна, многие из них получили в СССР среднее или высшее образование, что дало им возможность, вернувшись в Испанию в 1956-1957 годах, безбедно существовать, несмотря на политические преследования со стороны франкистских властей, продолжавшиеся вплоть до смерти Франко в 1975 году. Но собственные семьи в силу неоднозначного советского воспитания их уже не приняли.

Что ждёт российских испанцев в 2022 году?Кроме того, после тяжелой жизни в СССР «дети войны» окунулись в ещё более сложную реальность — реальность политического преследования. Наиболее ярким проявлением этого феномена была операция «Дети» — совместная операция ЦРУ и американских спецслужб, продолжавшаяся более 10 лет. Её целью было выуживание из советских испанцев информации о СССР, отдавая предпочтение тем, кто работал на «почтовых ящиках» — а таких было большинство.

Жизнь другой половины испанских детей, оставшихся в СССР, напоминала жизнь сирот при живых родителях. Они продолжали поддерживать связь с семья в Испании, не имея уже возможности воссоединиться с ними.

Российскими испанцами считаются те, кто сохранил связь с родственниками в Испании, испанские традиции в быту и говорящие на испанском языке. Хотя в Испанском центре в Москве я встречал испанцев, потерявших испанский язык. Они даже не до конца были уверены в испанском происхождении. По легенде, они были испанцами, поскольку хотели ими быть. Зов крови выражался в том, что они невольно начинали плакать под испанскую сегидилью или съев паэлью. Мне доводилось встречать православных священников-испанцев, служащих в русской глубинке, и при этом сохраняющих даже в написании транскрипцию своего первородного имени.

В настоящее время из числа тех, что приехали в 1930е годы, в живых остались единицы, однако многие из них дали потомство и создали смешанные семьи. Российские испанцы, однако, не объединены в диаспору и не имеют статуса национального меньшинства в России. Только католическая церковь в лице Архиепископа, в отличие от российской власти или испанского посольства, проявляет интерес к судьбе отпрысков тех, которые по воле и злому умыслу негодяев от политики были лишены родителей, родины и человеческой судьбы.

Многие попытки обращаться в государственные и общественные инстанции, чтобы хоть каким-то образом статус испанцев в России был закреплён на уровне других диаспор, не увенчались успехом. Мои друзья в Администрации президента говорят: «Придёт и ваш час — мы сейчас занимаемся корейцами, австрийцами, поляками и немцами. До испанцев пока руки не дошли. Но ты пиши, В. Путин в день получает 2 миллиона писем и всем отвечает».

2022 год должен принести положительные сдвиги людям, обладающим удивительной исторической судьбой. Они должны быть вознаграждены Господом и обществом за испытания, которые выпали на долю их и их предков. Горек чёрствый хлеб изгнания, но ещё горше осознание того, что он — пища изгнания.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку