Властителей окружают мифами, некоторые из которых их возвеличивают, другие — демонизируют. Мифы создаются как при жизни правителя, так и после её окончания. Этого требует сама природа самодержавной власти, поскольку один человек получает право на управление судьбами многих других, не обладая перед ними ни абсолютным превосходством в уме, ни в добродетели, ни зачастую в талантах. То, чего нет, необходимо придумать, а миссия историков — все мифы развенчать.
Сама идея выставки «Петр I и его эпоха» в Выставочном зале федеральных архивов на Большой Пироговской в г. Москве проистекает из попытки проверки старейшего из мифов о царе. Не подменили ли его в заграничных поездках эпохи Великого посольства? Для этого были взяты образцы почерка Петра разных лет и эксперты однозначно заключили: «Почерк принадлежит одному и тому же человеку». Дальше — больше.
Многое в экспозиции меняет представление о знаменитом царе-реформаторе. Здесь есть личные и государственные документы разных лет и совершенно отсутствуют сторонние сведения — воспоминания или суждения о царе. Нет здесь и многого того, что мы, казалось бы, твёрдо усвоили о нём со школьной скамьи или исторической литературы.
«Царь не оставил воспоминаний, — говорит куратор выставки Наталья Юрьевна Болотина. — У нас нет сведений о его чувствах и переживаниях. Но его письма к дочкам, которым он посылает «поцелуйчики», показывают, что Петр I – такой же человек. Мы предлагаем посетителям также задуматься, были ли у царя душевные страдания, когда шло дело царевича Алексея, или предательство поразило его настолько, что он отстранился от дела. Война у нас — не столько собственно война, сколько военная дипломатия. Важнейшие преобразования Петра I проходили на фоне Северной войны, и другие усилия были связаны с этой войной. А в войне с Османской империей кроме политических выгод осуществлялась помощь единственного свободного православного государства порабощённым православным народам».
Сопоставляя документы между собой, как это делают историки, любой посетитель может составить личное мнение о Петре I и сделать предположения на свой вкус. Увы, внутреннее состояние царя и мотивы его поступков совершенно неизвестны.
Грамота о заключении Константинопольского мира 1700 года по итогам неудачных Азовских походов пришла практически накануне Полтавы в 1708 году, когда гетман Мазепа предал царя, коалиция царя рассыпалась и он остался со шведами один на один. Тогда же Пётр оставил мысль о расширении южных владений, несмотря на оказываемое на него давление. Почему?
Рядом с ценнейшим документом — Константинопольским миром, на выставке висит другой, где из сербского монастыря пишут о том, как их угнетают и разоряют турки. Связи не прекращаются никогда. Серб-советник царя Савва Лукич Рагузинский-Владиславич и молдавский господарь Дмитрий Кантемир продолжают подталкивать Петра к освобождению балканских христиан — сохранились их записки, но произойдёт это только через столетие, хотя вельможи остались в фаворе до конца.
Панславянские симпатии царя приписывались в XIX веке воспитанию Никиты Зотова, о котором на выставке в Госархиве нет ничего. «До нашего времени сохранились только материалы занятий царя с Францем Тиммерманом, — свидетельствует Наталья Юрьевна, — материалов о воспитании царя Зотовым нет. Что мы можем показать, кроме литографии Зотова, и то XIX века? Сохранились записки о получении Зотовым жалования, но в XIX веке историки приписали ставшему уже Великим Петру традиционное русское воспитание, включавшее в себя изучение азбуки, церковных книг (Библию царь знал наизусть и мог цитировать в письмах) и пения. А дальше говорили, что поляки с ним не занимались как с Фёдором или Софией, не заразили его полонизмом и европеизмом, и поэтому он остался в русском мировоззрении. Зато советские историки считали Петра I плохо образованным, неграмотным и приводили в доказательство его почерк и письмо с ошибками».
Почерк царя действительно оставляет желать лучшего. Некрасивый, неровный и небрежный, он выглядит как письмо эмоционально неуравновешенного человека. Казалось бы — что ожидать от эпилептика… Но не так всё просто.
Мифологизацией устроители выставки считают и свидетельства современников об эпилептических припадках царя, которые умела успокаивать его жена Екатерина. «По медицинским картам видно только, что он страдал урологическими и желудочными заболеваниями. Есть заключение медиков, составленное перед вторым путешествием в Европу на немецком языке, которое хранится в одном из музеев в Петербурге. Медики могут сегодня рассуждать о состоянии здоровья царя на основе известных признаков и анализировать его болезни желудка, от которых он лечился на водах У царя была также повреждена нервная система, и это факт.
Когда у человека происходят сильные эмоциональные потрясения, это повергает либо в длительную депрессию, либо порождает приступы ярости и гнева. Царь гневался, и люди по-разному видели это со стороны.
В основе мифа лежит восприятие свидетелей, которые писали об этом в своих записках. Если я начну вдруг ругаться и махать руками, кто-то вдалеке может решить, что у меня начался припадок. Но документально доказать, что Пётр страдал эпилепсией, невозможно. Тогда было только два понимания душевных болезней: сумасшедший или нормальный; психиатрическая экспертиза не проводилась. Это субъективное мнение. Эпилептик, как мне кажется, не смог бы осуществлять весь этот объём работы, и я хочу, чтобы люди ушли от этого восприятия личности Петра», — говорит куратор.
Нет в экспозиции и документов, свидетельствующих о масонских увлечениях царя, которые связывают с эпохой Великого Посольства. «Посвящение в масонскую ложу в Лондоне можно было бы доказать только документом, в котором говорится о таком вступлении, — уверена Наталья Болотина. — Таких документов нет. А зачем ему было это нужно? Я понимаю, что современный мир алогичен, но Петру это было не нужно!».
Какова же эта личность, освобождённая от мифов? Она становится, с одной стороны, куда проще для восприятия — перед нами обычный человек без крайних идей, который принимал решения по обстоятельствам, страдал и любил. С другой стороны — 250 выставленных документов напоминают нам о кипучей энергии правителя, стихией которого была война, который реформировал Россию, прирастил ей территории, создал имперский облик и изменил её исторический путь.