Выставка «Тютчев и Аксаков: в чём сила России?», открытая 13 июня 2023 года в уютной усадьбе Мураново, конечно, созвучна сегодняшнему дню. Два русских мыслителя, которых объединяла любовь к России и её славянским корням, кажутся необходимыми и даже удобными героями для поиска современной русской идентичности.
Выставленные здесь ценные документы погружают нас не только в единение двух великих имён, но и трения, случавшиеся на их общем, связанном семейными узами, пути.
Не было принято в этой семье иметь идеологическую заданность и раз и навсегда наметить один правильный взгляд на мир. Не принято и сейчас в кругу потомков Ф.И. Тютчева буквально воспринимать сказанное им. Хотя во всех домах потомков Тютчева, как нам рассказал один из них — Президент Фонда Тютчевых Василий Бегинин, хранятся его портреты и живая память о Тютчеве, жизнь и мысль идут своим чередом.
«Семья осталась в России, всегда была здесь, не считая некоторых частных отъездов на время, и никто из нас не пострадал, даже те, кто были должны пострадать, — говорит Василий Евгеньевич, — В общем и целом, я думаю, члены семьи придерживаются идей, сформулированных Ф.И. Тютчевым, и всё же у всех свой взгляд. Да и мы не то чтобы сегодня много обсуждаем политические вопросы, но участвуем в сохранении памяти поэта. Музей в Мураново отмечает все памятные даты, проводит выставки, на которые домочадцы предоставляют документы — письма и дневники, в храме проходят поминальные службы, на которые съезжаются члены семьи».
Открывшаяся выставка напоминает о том, что в Крымскую кампанию 1853-1856 годов Ф.И. Тютчев оказался в жёсткой оппозиции к курсу Николая Первого, как и многие из дворян, отказавшихся участвовать в военной кампании, закончившейся поражением царя.
Однако он позволял себе критиковать его особу исключительно в частной переписке, а при дворе проявлял осторожность и такт, что позволило ему стать старшим цензором при Министерстве иностранных дел в 1848 году.
Поэт был вовлечён в цензорскую деятельность долгих 20 лет, в том числе занимаясь проверкой текстов своего зятя — мужа дочери писателя И. Аксакова.
В 1820е годы Фёдор Иванович пишет панегирики царю-лицедею, но одновременно создаёт строки «Не Богу ты служил и не России». Непубличную позицию поэта и дипломата разделял и Иван Сергеевич, который негативно воспринимал царя, называя его время для России «временем упущенных возможностей», которое создало невозможность развиваться для целого поколения.
Так вышло, что за неосторожные высказывания тесть зятя-публициста ругал, и в том числе за то. что он как издатель включил в сборник тютчевских стихов 1868 года те политически неблагонадёжные строки, которые не стоило (или было преждевременно?) выносить на суд общественности.
Но если бы не Аксаков, мы не знали то, что дипломат и цензор Тютчев, потерявший друзей после декабря 1825 года, был и остался в душе оппозиционер.
Сестра писателя Вера Аксакова вспоминала, что Ф.И. Тютчев после смерти Николая Первого впервые ввёл в оборот понятие «оттепель», применив его к отмене удушающих порядков России. Эту аллегорию использовал более века спустя И. Эренбург, присваивая её хрущёвскому периоду перемен.
Современники в большинстве своём считали Ф.И. Тютчева «серым кардиналом» при канцлере А.М. Горчакове. Они были очень близкими приятелями и дружба пушкинских друзей продолжилась, когда Александр Михайлович стал главным дипломатом после ухода Нессельроде.
Друзьям-дипломатам во многом удалось нивелировать негативные последствия Крымской войны, но даже великий Горчаков не смог одолеть Европу, объединившуюся, чтобы отобрать у России победу в русско-турецкой войне и навязать ей невыгодный Сан-Стефанский мир.
Среди недовольных, отказавшихся понять властей и обрушившихся на Горчакова, оказался И. Аксаков. Конечно, острый прямодушный публицист за свою дерзость оказался в конфликте с тестем и цензурой страны, за которую так переживал.
Сколько ещё тайн хранит наследие русского поэта? Что в действительности делал этот великий ум для будущего страны? Думается, что даже домочадцы, включая И. Аксакова, не могли оценить его деятельность во всей полноте.
Не хочется говорить о том, что Ф.И. Тютчев оказался недооценён потомками. Слишком яркой страницей его творчество является в культуре страны. Но всё же его работу как дипломата и политика мы ещё знаем не вполне, да и оценка его заслуг порой кажется меньшей, чем реальный вклад в наследие страны.
Можете себе представить, что памятника Ф.И. Тютчеву в Доме-Музее его имени ещё нет? Александр Евгеньевич Богатырёв, глава музея, обещает в течение ближайших лет сделать его и добавляет: «Мы понимаем, что памятник Тютчеву должен появиться в Мураново, но мы не будем спешить, чтобы провести конкурс и сделать его на самом достойном уровне».
Хочется верить, что прекрасный уголок — Мураново обретёт, наконец, достойное место для возложения цветов достойному сыну России, который снова вспоминается как поэт-пророк.