Сегодня 14 декабря, очередная годовщина знаменательного события 1825 года. Молодые офицеры, русские аристократы, отдали свои жизни или благополучие ради свободы и процветания своего народа, как они это понимали. Мы знаем, что они восстали против царя и «разбудили Герцена», внесли свою лепту в трансформацию русского самодержавия в советское интерналистическое государство… Хотели ли они этого?
Глава Южного Общества декабристов П.И.Пестель, считавшийся самым радикальным республиканцем, писал в Русской Правде об основах благоденствия общества: «Обязанности на человека от Бога посредством Веры наложенныя суть первейшия и непременнейшия». Как-то религиозно-нетерпимо, да и как взывает к следованию Закону Божию весь его устав. Наименование программного документа красной нитью проведено через повествование, обосновывая необходимость перемен соответствию жизни русской правде, то есть нравственным устоям и обычаям русского народа: «Прежняя Верьховная Власть довольно уже доказала враждебныя свои чувства противу Народа Русскаго».
Н.М Муравьёв, предводитель Северного Общества, в «Конституции» также сверял свои идеи с традициями русского народа.
В отношении русского самодержавия единства не было, этот вопрос мы рассмотрим в другой статье. Но были ли декабристы интернационалистами в привычном для нас советском смысле? Нам представляется, что отнюдь нет.
Желание воссоздать русские традиции, способствовать укреплению позиций русской культуры в общемировой, становлению национальных образовательных школ и расцвету русского языка – вот что руководило издателями альманаха декабристов «Полярная Звезда» 1823—1825 гг и, в частности, филологическим анализом А.Бестужева (статья «Взгляд на старую и новую словесность в России»).
Пестель полагал, что «все племяна должны слиты быть в один Народ», на базе русской культуры, русского языка и при условии лояльности к русским. В целом, нам представляется, национальной концепции такого рода придерживался И.Сталин. Кстати, одним из вариантов решения «еврейского вопроса» декабрист полагал создание еврейского государства на исторических местах.
В последнее время также часто можно слышать о заморских деньгах и масонском заговоре. Но ни одно существенное событие не может быть так однозначно, поскольку оно имеет различные предпосылки, индивидуальные побудительные причины для каждого из участников. Неужели возможно допустить, чтобы представители лучших родов России, многие из которых проливали кровь за Россию в войну 1812 года, сплошь были куплены или одурманены?
«Императоры Александр I, Николай I, Александр II старались найти свои пути государственного развития, а декабристы, образованная часть общества, интеллигенты-разночинцы стремились осуществить собственные проекты развития государства. Именно в XIX веке впервые в России начинается ожесточённая борьба между властью и обществом из-за способов и путей преобразования страны …», — пишет А.А. Левандовский. Вероятно, рассматривать это движение нужно как один из проектов развития России прежде всего.
И всё же декабристам удалось внести свой вклад в русскую культуру, хоть и не таким радикальным образом, как им хотелось. Они окультурили и возвеличили Сибирь.
Выжившие из декабристов получили амнистию в 1856 году. Раскаивались ли они в избранном пути? По-разному. Но каждый имел возможность подумать об этом. Вот как характеризует своих собратьев декабрист Н.В. Басаргин в воспоминаниях: «С намерениями чистыми, но без опытности, без знания света, людей и общественных отношений, они принимали к сердцу каждую несправедливость, возмущались каждым неблагородным поступком, каждою мерою правительства, имевшею целью выгоду частную, собственную вопреки общей». Юность, горячность и любовь к Отечеству…
Источники:
Восстание декабристов. Документы. // Госполитиздат, 1958, том VII
Левандовский А.А. История России XIX века. – М., Росмен-пресс, 2003. С.3.
Мемуары декабристов. Южное общество. // Издательство Московского Университета, 1982. С.17.