Жан-Жак Руссо — основатель современной концепции государства как цивилизованной формы коллективного развития, утверждал, что государство имеет raison d’etre (право на существование) только в одном случае: если оно выполняет свои коллективные функции.
В разделе «Об узурпации власти» в своём классическом труде «Об общественном договоре» он говорит, что государство, если оно не выполняет четыре свои основные функции — жизнеобеспечение населения питанием, едой, одеждой и элементарными бытовыми условиями, а лишь занимается наращиванием чиновничьего аппарата и обогащением правящей прослойки, укреплением вооруженных сил, спецслужб и чиновничьего аппарата, оно вырождается.
В классическом труде «Государство и революция» основоположник социалистического государства Ульянов-Ленин ставит задачу смены эксплуататорского типа государства на государство трудящихся. В качестве главного условия такой смены он называл переориентацию усилий государственного управления на всеобщее благосостояние.
Последователи идей Ульянова-Ленина на протяжении 80 лет существования социалистического государства, а также в последующий период, когда формы сохранялись, но содержание было выхолощено, продолжили курс на укрепление государственной машины, «потеряв» по пути строительства государства главную содержательную часть — благосостояние народа.
В настоящее время государство укрепляется только в четырёх сферах: вооруженные силы, спецслужбы, чиновничий аппарат и то, что официальная пропаганда называет «партийным строительством». Всё остальное — жизнеобеспечение населения, вопросы здоровья и жизни населения, гражданские свободы, система волеизъявления в полном, традиционном смысле этого слова и, самое главное, гарантия жизни — всё это «ушло» и «кануло в Лету».
В настоящее время, в 2020 году, в России произошли два исторических события: пандемия и референдум о Конституции. И то, и другое со всей очевидностью продемонстрировало отсутствие главных инструментов и признаков наличия того государства, о которых писали классики в эпоху Просвещения и даже классики марксизма-ленинизма, отцы-основатели современного российского государства.
Народ, который пережил Вторую Мировую войну, стал народом-победителем; народ, который построил социализм в своей собственной стране (к 1930 году, по свидетельству В. Лаврова, он был полностью построен); народ, который вынес на себе тяготы коллективизации, индустриализации и Бог знает чего ещё, построил социализм ещё в нескольких странах, таких как Китай, Куба и ряд других. А живёт сегодня кратно хуже, чем народы, проигравшие войну (немцы, итальянцы и другие сателлиты Гитлера).
Основная зарплата по стране — 15 тысяч рублей. Такой месячный доход получает 70% населения, которое, по стандандам международных организаций, считается не просто нищим, а находящимся на грани выживания. Почти 10% населения имеет доход менее 5 тысяч рублей. К какой категории отнести эту часть населения, не знают даже учёные-экономисты.
Возникает вопрос: если государство процветает, то по каким параметрам, по каким критериям надо считать это процветание? Если по количеству долларовых миллиардеров, или губернаторов-долларовых миллионеров, или по количеству пушек и гаубиц и спутников, не запущенных в космос и потерпевших аварии при запуске — то это одни критерии.
Количество генералитета в армии, которая была сокращена в 10 раз, увеличилось затем кратно. Старших офицеров, как говорят в Генштабе, стало больше в 5 раз. Если государство занято укреплением своей обороноспособности — это похвально, ведь ему есть что защищать: свой сытый и довольный народ, который ликует и рукоплещет своему замечательному руководству, которое уже 100 лет не возвращает то, что было отнято в 1917 году, и каждые 10-15 лет продолжает с настойчивостью, достойной другого применения, обносить и без того нищее и полуголодное население, не создавая при этом никаких социальных гарантий, не говоря уже о правовых.
Поставленные, в частности, в Конституции задачи о создании социального правового государства звучат сходно с тем, как на XX съезде КПСС незабвенный Хрущев отрапортовал о скором построении коммунизма к 1980 году.