9 июля — знаменательный день для российской демократии, потому что в этот день в 1906 году Николай II распустил Государственную Думу 1го созыва. Тоже 9 июля, но 1928 года на пленуме ЦК ВКП(б) были согласованы меры по борьбе с угрозой строительству социализма в СССР в силу «нарастания классовой борьбы в стране».
Это позволило И. Сталину начать этап политической жизни России, который получил название в историографии «Форсированное строительство государственного социализма в годах 1928-1939 годах». Но не было бы 1906 года, не наступил бы и 1928й, а за ним и период репрессий 1937-1938 годов.
Мы поговорим об ответственности движущих сил мировой экономики за события в крупнейших странах планеты.
Философ Мартин Хайдеггер, как это обычно делают философы такого уровня, высказал, на первый взгляд, парадоксальную мысль: «Ядерная бомба взорвалась ещё у Парменида», имея в виду, что теория тождественности, автором которой был великий грек, в результате привела к открытиям, сделанным Альбертом Эйнштейном, Резерфордом и другими.
В этой связи так и тянет сказать, что в трагедии XX-XXI веков на одной шестой части суши виноват Перикл.
Для древних греков эпохи Афинской демократии — начала становления первой демократической республики, главным злом была тирания. Она являлась главным объектом всей совокупной, масштабной борьбы коллектива свободных граждан демократического полиса.
Великий грек вопреки нормам демократической республики, будучи главой демократического образования женился на женщине из другого полиса. Он предал законы из-за горячо любимой жены, и дал ей полномочия, близкие к возможностям тирана. По мнению руководства республики, Перикл использовал своё служебное положение в корыстных целях, могущих привести к узурпации власти. Он ушёл со своего поста добровольно, забрав свою жену. Демократия потеряла непревзойдённого правителя, который сам в 431 году сформулировал её незыблемые законы, но испытал соблазн, находясь слишком долго на своём посту.
Говоря о другом стороннике демократических принципов — своём друге Петре Чаадаеве, А.С. Пушкин утверждал, что «высшей волею небес» «Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес». Таковы разные проявления защитников демократических принципов.
Ещё один великий грек — Сократ, был уличён (заподозрен) в попытке узурпации власти. Его учение порождало соблазны для людей, якобы более достойных, возвыситься над другими — порождало тиранов. По законам того времени, обвиняемому в попытке тирании предлагалось на выбор два варианта: либо покинуть родной город-государство навсегда и погибнуть голодной смертью, лишившись средств к существованию (подвергнуться остракизму), либо добровольно принять яд при свидетелях. Сократ выбрал второй вариант развития событий, нашёл трёх свидетелей из числа свободных граждан Афин и выпил яд. Наряду с тем, что он вошёл в историю как выдающийся мыслитель, философ стал первым в истории нравственным политиком, достойно ответившим на вызовы времени.
Древняя демократическая Греция, настрадавшись от тирании, раз и навсегда решила пойти по пути свободы и строго за этим следила. Наказывались сколько-нибудь заметные явления, подсказывающие возможность концентрации власти в одних руках.
Патриоты первой половины XIX века, мечтавшие о свободе россиян, учились у древних афинян, но большевики, взявшие за эталон не Евангелие и никакой другой богоспасаемый источник, пошли своим путём. Они руководствовались примером Великой Французской революции с её 13 месяцами непрерывных казней и океаном крови, пролитым впустую.
Слова Маркса о «пролитой ребёнком слезе» были забыты напрочь (не зря Ф.М. Достоевский использовал этот образ в «Братьях Карамазовых»), и в повестку дня огромной страны на протяжении 150 лет вошёл тезис, вожделенный и обласканный Георгом Вильгельмом Гегелем — основоположником современного российского государства, мечтавшим о создании государства по прусской модели.
Мартин Лютер Кинг говорил о том, что имеет мечту, чтобы чёрные и белые люди получили одинаковые гражданские права. Я же мечтаю о том, чтобы все эти ужасы и кошмары были раз и навсегда похоронены под обломками истории и никогда никто не вспомнил бы о том, что насилие может стать нормой для строительства демократии или «рая на Земле».
У Сталина есть такая фраза, что мусор, брошенный на его могилу после смерти, развеет ветер и от него останутся в памяти только добрые дела. Выдающийся человеконенавистнический диктатор ошибся, хотя коммунисты и навязывают нам тезис, что в толпе умирать не страшно, человечество не предало память сталинских жертв.
В интернете сегодня много видео выступлений покойного политика Жириновского, в том числе пользуется популярностью видео, где он напоминает о звонке лидеру КПРФ Зюганову от помощника Ельцина Коржакова после выборов 1996 года: «Гена, мы тебя никогда не пустим в Кремль, не мечтай». На следующий день Зюганов в 5 утра позвонил Ельцину и поздравил его с победой, признав результаты выборов не в свою пользу. Так прозвучал последний аккорд в длиннющей истории, начавшейся 9 июля 1906 года.
Мы можем говорить долго, нудно и подробно, объясняя, почему великая, богатая и счастливая держава всё время ходит по кругу и никак не может встать на демократический путь. Но причина кроется в экономике: основные движущие силы мировой экономики — транснациональные корпорации (ТНК), в начале XX века получили карт-бланш на произвольное, без учёта мнения 7.5 млрд населения Земле, решение вопросов распила национальных богатств России.
Афинская демократия началась на острове Делос, когда 13 греческих полисов создали первый «общак» демократии, объединив свой бюджет на острове близ Афин. Политиков заставили считаться с общественным мнением тем, что ни один из членов общины не мог добраться к казне самостоятельно, без ведома остальных. А конец демократии наступил тогда, когда средства всего коллектива, по настоянию ареопага — руководящего органа Афин, переместились на территорию самого сильного из полисов — Афин. Началась олигархия, несовместимая с демократическими принципами.
9 июля 1564 года — третья знаменательная дата в нашем рассказе — Женева отделилась от Швейцарской конфедерации. Этот случай очень напоминал историю времён Антики. Когда произошло возвышение Женевского кантона вопреки остальной конфедерации, снизился тонус демократии, о котором писал выдающийся швейцарец Жан-Жак Руссо, однако началось возвышение экономической мощи всей конфедерации в целом.
Можно ли найти разумное сочетание коллективного богатства и очевидных норм человеческого общежития? Чтобы человек при этом ещё и не превращался в дикаря.
Великие умы мира утверждают, что очень трудно отделить дикаря от цивилизационного человека в современную эпоху по причине того, что центром, определяющим границу между этими понятиями,третейским судьёй, является агломерация ТНК, выраженных в Римском клубе, Трехсторонней комиссии, Пагуошском движении (в 1956 году в тот день Рассел и Эйнштейн объявили о его создании) или Бильдербергского клуба. Одни и те же лица, участвующие в этих собраниях, не могут найти формулу, устраивающую всех.
9 июля 1906 года в результате очень непростых тяжелых переживаний император принял правильное решение о создании протодемократического образования, позволяющего обществу вместе с царем решать задачи общественного развития страны. Поступи император, как ему советовала супруга — Александра Фёдоровна, не распусти он Думу, но потерпи и найди способ разумного диалога с обществом, он мог бы и отодвинуть эпоху русской гильотины, продолжающейся до сих пор…
«Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей». — писал в манифесте царь. Но в том-то и дело, что демократия начинается на местном уровне, чтобы её мог понять и ощутить человек. Это судья, полицейский, чиновник, который вызывает доверие у сограждан, а не только «наверху».
Но человек, имеющий единоличную власть, склонен слишком охранять её и не видит реальной опасности.