Демократия – это очень дорого. Эта главная мысль, которая посещает каждого россиянина: от дяди Васи в рюмочной до высоколобого профессора в Академии Наук. Как гражданское общество, так и власть понимают суть проблемы: почему народ живёт плохо (нет образования, медицины, жилья, зарплаты и пенсии), но власть при этом ничего не делает, отделываясь десятками лет лишь дешёвой демагогией.
В чём суть непонятной диалектики взаимоотношений, когда власть понимает, что народ недоволен, а власть знает об этом и ничего не делает?
Наука отвечает на этот вопрос однозначно: надо менять власть на более «народную»: такую, которая не просто будет отвечать «на обратную связь», а идти на опережение.
Неофициально на всех кулуарных встречах , в личных беседах на всех уровнях: на переговорах с представителями иностранных держав (по линии МИДа, Минэко, Минкульта, по всем направлениям) представители официального российского истеблишмента, поднося ладошку ко рту, понижая голос доверительно сообщают собеседнику: мы, переводя советскую систему в демократическую, чересчур торопились. У нас не было другого выхода, кроме как создавать олигополическую форму власти, а иначе строительство демократии и рынка заняло бы у нас столетия.
Ложь, ложь, и ещё раз ложь. Созданная форма государственной власти – олигополическая, более дорогая, чем самая что ни на есть демократическая форма. Даже если бы в России была создана парламентская республика по типу новгородского или псковского вече, то и тогда демократия была бы несоизмеримо дешевле для страны, народа и экономики, чем непомерная деспотия византийского типа, основанная на многоукладной олигополической структуре, во главе которой стоит малоэффективный олигополический избранник, который, несмотря на все свои силовые ресурсы, даже этой олигополией не способен управлять эффективно, чему подтверждение – расползание внутриклановой междоусобицы.
В прессу каждый день попадает информация об «отключении от кислорода» то одного олигарха, то другого. Пару недель тому назад это был один олигарх, который сейчас пребывает в Монако и строит там музей. Затем стало известно, что другой ищет лучшей доли в тёмных коридорах Лондонского Сити. Сегодня пришла информация о том, что «перший друг» «Главного по тарелочкам» Потанин также стоит в очереди на «отключение кислорода».
Одним словом, остаётся только ближний круг из ближнего круга – Аркадий Ротенберг. Он подставил плечо, молодец. Если бы не он, то дела были бы плохи. Роскосмос, ФСО и все остальные ресурсы, конечно же, могли быть задействованы только одним Ротенбергом для охраны своего уютного домика в кустах под Геленджиком. Мы все это прекрасно понимаем.
Зачем лукавить, у всех олигархов есть маленькие уютные домики, «скворешники» за несколько миллиардов рублей, где-то под каким-то Геленджиком…
Но дело не в этом. У Петра I не было скворечников под Геленджиком, вся страна принадлежала ему, потому что он был самодержцем всероссийским. Захотел – перенёс столицу из Москвы в какое-то финское болото, захотел бы – перевёл бы россиян в католичество, а там, глядишь, и католиков обратил бы в свою веру: одел кафтаны, обул в сапоги, надвинул шапки с высокой тулией на брови и заставил отпустить бороды. Красота, да и только!
«Демократия – дорогое удовольствие», — так доверительно говорят, понизив голос, высокопоставленные чиновники на ушко западному собеседнику. Заискивающе заглядывая ему же в глаза, сообщая: «У нас в России демократия будет в два раза дороже, чем у Вас на Западе. Вы это понимаете? У нас единственно возможная, наиболее близкая и понятная традиционной западной демократии – это наша олигополия из 200 семей-кланов. Во главе них должен стоять добрый и понимающий руководитель западной ориентации: знающий иностранные языки, юридически подкованный, долго живший на Западе, но при этом горячо любящий свою родину и русских людей».
Ох, как много раз мы слышали эти «доверительные» повествования из уст руководителей разного уровня на огромном количестве переговоров и «площадок»! Но интересно другое: до каких пор Запад будет проглатывать эту жвачку? Это ведь длится не первый год, не первое десятилетие, и началось это сразу с введением «Вашингтонского консенсуса» в 1991-1993 годах.
Последнее выступление первого лица России на Давосском форуме завораживает. Он сказал, что главные проблемы текущего момента в России – обеспечение нормальным жильём, достойной зарплатой, пенсией, эффективной медициной и качественным образование, являются приоритетом для государственной экономической и социально-экономической политики современного российского руководства. В заключении «директор России» отметил, что его главная забота – это борьба с бедностью.
В пору всем расплакаться от умиления. До чего трогательно! Ну надо же, какая трогательная забота! А главное – как точно, как верно и как масштабно оценена реальная обстановка в стране! Да и в мире тоже. Борьба с бедностью на глобальном уровне – вот это да!
И в самом деле, как правильно однажды сказал наш «главный по тарелочкам», ему впору общаться по масштабу космовидения лишь только с Махатмой Ганди. Но, как отмечает зловредная пресса, ссылаясь на его же слова, к его великому сожалению, великого Махатмы нет в живых, а то бы он неминуемо, стремглав, он сломя голову понёсся бы беседовать с главным гуру на Земле, первооткрывателем глобальных истин, главным на хозяйстве одной шестой части суши.
Все разговоры о том, что в России плохо живётся, так как плохо жилось всегда, намекая на то, что и всегда будет плохо житься из-за того, что большей частью страна находится в лесотундре – чушь, чушь и ещё раз чушь. Канада – страна, которая находится в худшем климатическом и экономо-географическом положении, чем Россия, но живёт на порядок лучше. Финляндия, где большая часть территории находится в Лапландии, также живёт кратно лучше, чем Россия.
Россия входит в первую пятёрку стран, обеспеченных всеми природно-минеральными ресурсами на Земле, согласно таблице Менделеева. На первом курсе экономфакультета читается курс, в рамках которого первое, что говорится студенту – это то, что Россия – самая богатая страна по трём критериям: научно-техническому потенциалу, природным ресурсам и наличию диверсифицированных кадров – от узких специалистов до широких слоёв квалифицированной рабочей силы.
В чём же проблема в стране, и за чем дело стало, что мешает наладить здесь достойную экономику и достойную жизнь? Те четыре пункта, о которых говорил Путин на Давосе, давным-давно можно бы решить, если бы действительно «демократия в России не была бы столь дорогим удовольствием».
В этом главная проблема, а не в Навальном* и даже не в каком-то очередном олигархе-отступнике. Не сумели создать равновесную систему управления властью и гражданским обществом, хотя образцов и прецедентов даже в собственной Новой Истории с избытком. Почему-то из всех вариантов был выбран самый чудовищный, дикий и первобытный.
* — Алексей Навальный включен в список террористов и экстремистов