17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего императора России, члены которой затем стали страстотерпцами и великомученниками, а 17 июля 1936 года в результате мятежа военных в Испании началась самая кровавая Гражданская война в Европе (после России), унесшая 13 миллионов жизней. Противостояние законно избранного демократического правительства и путчистов продолжалось до апреля 1939 года.
В России и Испании это дни памяти жертв, непосредственно связанные с духовной жизнью. Однако если в России церковь была и остается на их стороне, то католическая церковь Испании в те трагические дни приняла сторону генерала Франко против левого правительства, ведь последнее отстранило католические ордена от образования, традиционно бывшего в их руках, и от политической власти.
«El Estado español no tiene religión oficial», или «В испанском государстве нет официальной религии», гласила новая конституция Второй Республики.
Когда патриарх Тихон в своём воззвании говорил: «Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей… противостаньте им силою вашей, вашего властного всенародного вопля… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою», это многими было воспринято как призыв к действию и вдохновляло таких лидеров Белого движения, как Колчак и Деникин. Но противоположные силы оказались сильней.
Роль католической церкви во внутренней политике католических стран и международных отношениях велика. Ватикан как символ высшей духовной власти является наблюдателем в ООН, выполняет миротворческую функцию, примиряет конфликтующие стороны, решает крупные социальные задачи и, в конечном счете, делает то, что не может сделать ни одно правительство. В его руках дипломатия и межгосударственные отношения, гуманитарная деятельность, защита прав человека и социальная справедливость, межрелигиозный диалог и моральное влияние.
В адрес католической церкви раздаются критические замечания, в отдельных случаях невозможно с ними не согласиться. Например, в вопросах, связанных с сексуальным насилием или гендерным равенством. Но институт силен и непоколебим.
17 июля ещё один праздник — весь мир отмечает День международного уголовного правосудия, который лег в основу Международного уголовного суда (МУС). К сожалению, независимая по замыслу международная организация оказалась политизирована в ущерб своим прямым функциям, и надежда остается только на духовную власть.
В этот день мы не можем не призвать православную и католическую церкви вмешаться в крупные текущие конфликтные ситуации, связанные не только и не столько с межгосударственными отношениями, сколько с падением интереса и политической забывчивостью тех событий, которые привели к нынешнему состоянию международных отношений. Мы с них начали наше сегодняшнее повествование.
Русская Православная Церковь воспряла духом в последние годы и её влияние на православный мир возросло.
Ватикан сегодня — институт, который может призвать человечество обратить внимание на то, что две даты связаны между собой и вспомнить события Гражданских войн в России и Испании. Это даст сигнал духовно здоровым людям действовать, а их больше, чем физически здоровых; вместе они сильны.
Кто-то скажет, что кровавая развязка в Ипатьевском доме — итог долгих, тупиковых отношений в диалоге великих держав (Великобритании, Германии, США и Франции). Это относится и к мятежу военных в Испании, к резкому падению интереса международной общественности к диалогу в международных отношениях.
Но у этих событий духовная подоплека. Если нет взаимопонимания в христианском мире — нет взаимопонимания между государствами, и каждые 40 лет мир содрогается от многомиллионных потерь!
Я призываю церковь как самый мудрый и всемогущий институт взять под контроль межгосударственные отношения в память о 17 июля — том дне, когда у русских и испанцев содрогаются сердца.